1100
21 сент. 2017

Налог на АлиЭкспресс: удар по карману российских покупателей

Юлия Косенкова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля ТГУ имени Г.Р. Державина

В правительстве обсуждают предложение российских онлайн-ритейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, включая AliExpress, Amazon и eBay, по принципу «налога на Google». Сайты компаний, которые откажутся его платить, могут быть заблокированы через Роскомнадзор, следует из поправок в Налоговый кодекс и закон «Об информации», разработанных Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ).

АКИТ (объединяет 37 российских ритейлеров, включая «Детский мир», «Юлмарт», Ozon.ru, re: Store, KupiVIP, Lamoda, «М. Видео», «Эльдорадо» и др.) разработала пакет поправок в Налоговый кодекс и закон «Об информации», рассказал источник «Ъ», знакомый с его подготовкой. В АКИТ считают, что компании вроде AliExpress, Amazon и eBay сейчас имеют конкурентное преимущество перед национальными поставщиками в виде освобождения от НДС и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до €1 тыс. и весом до 31 кг, сообщает «Ъ» со ссылкой на источник.

Ситуацию комментирует кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля ТГУ имени Г.Р. Державина Юлия Косенкова:

«С точки зрения российского налогового законодательства  данное предложение вполне обоснованно, поскольку все компании, импортирующие товары в Россию, уплачивают НДС. В случае же интернет-торговли, товар ввозится на таможенную территорию России не организацией, a покупателем – физическим лицом, поэтому НДС и таможенные пошлины не уплачиваются (в пределах установленного лимита – 1 000 €). Таким образом, иностранные компании интернет – торговли действительно имеют конкурентное преимущество. Но, помимо соображений справедливой конкуренции, есть и соображения экономической целесообразности, и технические вопросы реализации решения,  и социальные аспекты вопроса. Каковы возможные последствия реализации рассматриваемых предложений?

Во-первых, иностранные площадки интернет-торговли объединяют значительное количество продавцов (у таких крупных площадок как  AliExpress,  eBay, Alibaba счет продавцов идет на миллионы). Постановка на учет в налоговых органах всех продавцов не представляется возможной.  Издержки на налоговое администрирование буду чрезвычайно высоки. 

Во-вторых, большинство иностранных ритейлеров предпочтет отказаться от работы с российским покупателем и уйдет с российского рынка. Конкуренция на российском рынке снизится, что позволит отечественным ритейлерам повышать цены.

В-третьих, если предположить, что площадки интернет-торговли приняли новые условия игры, то цены на предлагаемые ими товары вырастут на 18%. Этот факт, в сочетании с необходимостью ожидания товара, оплатой за доставку и т.д., приведет к тому, что интерес россиян к покупкам на таких площадках заметно снизится (a скорее всего – пропадет совсем). A это, опять же, приведет к снижению конкуренции.

НДС является налогом на потребление, т.е. он уплачивается за счет средств лица, приобретающего товар. Реализация озвученных предложений ударит по карману российских покупателей. Налоговые платежи, которые поступят в бюджет за счет предлагаемых мер, будут незначительны и не факт, что они перекроют издержки на налоговое администрирование этих платежей. Таким образом,  для российского потребителя последствия будут негативными, для российской налоговой системы тоже, бюджетная система практически не заметит изменений. Единственным выгодоприобретателем будут российские ритейлеры. Следовательно, все эти  глобальные изменения инициируются с целью укрепления позиций российских ритейлеров, повышения прибыльности их деятельности за счет усиления налогового бремени потребителей – физических лиц.

Мы полагаем более разумным вариант ужесточения ограничений на беспошлинное приобретение товаров на иностранных площадках интернет-торговли.  Мировой опыт свидетельствует, что обычно ограничения по сумме покупок составляют 20-25 €.   Введение таких ограничений в России позволит сохранить для россиян возможность мелких покупок, сориентирует покупателя на осуществление крупных покупок у отечественных ритейлеров, a налоговую систему избавит от достаточно сложных, дорогостоящих и малопродуктивных мероприятий (поскольку постановка на налоговый учет иностранных компаний-продавцов не потребуется). Мы полагаем, что прямые административные запретительные меры, предлагаемые в данный момент, будут малоэффективными. Органам власти предпочтительнее использовать косвенные меры государственного регулирования». 

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Другие материалы автора:

© 2009-2017 Интернет-журнал «448 вёрст»

Лента новостей Тамбова, Тамбовской области и федеральных событий. Все права защищены. 16Ес+
При использовании любого материала с сайта гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна.