3042
08.11.2017

Взгляд на Тамбов начала XX века российского офицера С.В. Вакара из Аргентины

Недавно в Интернете случайно удалось найти  опубликованные в Москве в 2000 году воспоминания некоего Сергея Васильевича Вакара под названием «Наша генерация, рожденная в конце прошлого столетия» . Редкая фамилия сразу натолкнула на вопрос о связи автора с известным тамбовским деятелем конца XIX - начала XX века, членом Тамбовского окружного суда, депутатом 4-й Государственной думы от Тамбовской губернии Василием Модестовичем Вакаром. Несложно было выяснить, что Сергей Васильевич это его сын, к тому же родившийся в 1892 году в Тамбове. «Переплеты» судьбы занесли Сергея Вакара в Аргентину, где он умер в 1981.Вспоминая о своей тамбовской жизни, он делит ее на несколько частей.

Первые воспоминания из детства пронизаны умиротворением и восхищением провинциальным губернским городом, в котором все было таким милым и дорогим его сердцу.

Несмотря на то, что Тамбов предстает перед нами, в определенном смысле, захолустьем, с его маленькими домиками, утопающими в садах, неспешно прогуливающимися пешеходами и лошадками, передвигающимися трусцой, с колокольным перезвоном церквей, создающим великолепную православную картину. Сергей Васильевич описывает это с любовью в сердце.

Вакар интересно рассказывает об организации пожарной службы в Тамбове. Он сообщает о наличии трех пожарных каланчей, на которых постоянно нес службу сотрудник пожарной охраны. Мемуарист описывает, как над городом поднимались красные шары в местах возникновения очагов возгорания, как неслись на пожар колымаги с бочками, наполненными водой, как громко звенели колокольчики, привязанные к лошадиным оглоблям. 

Кстати в городе, согласно воспоминаниям Сергея Васильевича, только пожарные могли использовать средства звукового оповещения. Даже ямщики и извозчики, въезжавшие на территорию города, обязаны были снимать колокольчики со своих гужевых повозок. Это напомнило современную борьбу с мигалками и спецномерами наших чиновников. 

С особым интересом Вакар сообщает о еще одном предназначении каланчи, которое имело особую важность для школьников Тамбова. Зимой учащиеся с надеждой ждали, что на каланче будет вывешен красный флаг,  символизирующий понижение температуры до -25 градусов. Это означало отмену школьных занятий, которые зачастую могли быть довольно продолжительными.

Интересно  сообщение о возможности многих горожан держать на подворье собственных коров, что позволяло иметь в Тамбове много дешевого, а главное свежего и вкусного молока. 

Описывая учебные заведения города, Сергей Васильевич говорил об отсутствии в Тамбове высших учебных заведений, но перечислял ряд средних учебных заведений, таких как министерские мужская и женская гимназии, реальное училище, институт благородных девиц, духовная семинария, женское епархиальное училище, частные гимназии. 

Будучи офицером Сергей Васильевич, конечно, заострил внимание на институте благородных девиц, который он посещал во время устраиваемых там балов. Барышни, хоть и были представительницами благородных фамилий, однако мысли в их дамских головках были самые обыкновенные, а главной темой разговоров было обсуждение всевозможных событий, связанных с жизнью тамбовского военного гарнизона. Говоря об этом, не забывает упомянуть, как выражались о нем тамбовские барышни: «Всех девиц бросает в жар молодой корнет Вакар. Женщины есть женщины.

Повествуя о различных тамбовских учреждениях, Вакар описывает их как типичные для любого губернского города: «В Тамбове, как и во всяком губернском городе, было Губернское управление, Архиерейская епархия, Городская управа, Земская управа, Окружной суд, почта, банк, казначейство, средние и начальные учебные заведения, гарнизон войск и, так называемые, Царские конюшни - орган Государственного коннозаводства».

Здание Присутственных мест, где располагался Тамбовский окружный суд, в заседаниях которого участвовал В.М. Вакар.

О коннозаводстве Сергей Васильевич пишет с особым упоением: «Тамбовское коннозаводство стояло на одном из первых мест в России, и почти в каждом имении был обязательно хоть маленький конный завод, в том числе и у нас, зарегистрированный на имя моей матери. Из семи запасных кавалерийских полков в России, поставлявших лошадей в армейские полки регулярной кавалерии, три полка стояли в Тамбовской губернии, а лучший тамбовский зал, где устраивались благотворительные и студенческие вечера со спектаклями и танцами был в клубе коннозаводского собрания». Как летчик не может без неба, так и кавалерийский офицер не может без лошадей.

Описывая свое обучение в Тамбове, Сергей Васильевич сообщает, что «с выходом моего отца в отставку и с переездом нашей семьи в Тамбов я перевелся в 6-й класс Тамбовской гимназии, где старик-директор Успенский, как и бывший Уманский директор Пучковский, управлял гимназией по заведенному казенному шаблону». Светлые воспоминания в памяти оставили занятия по сокольской гимнастике: «Сокольство, имевшее не только гимнастическое значение, но и свою идеологическую сторону, вывело гимназистов на спортивные состязания с другими соколами и такая русская национальная организация молодежи, как сокола, скауты и витязи, получили широкое распространение по всей России и поныне еще существуют даже в далекой Аргентине»


Справа на переднем плане здание министерской мужской гимназии, где учился С.В. Вакар, далее трехэтажное коннозаводского собрания, клуб которого он  часто посещал. На переднем плане слева видно ограждение территории Александринского института благородных девиц, воспитанницы которого упоминаются в мемуарах офицера.   

Высшее образование Сергей Васильевич получил в Политехническом институте императора Николая II по специальности инженер. Но «судьба» выбрала для него путь офицера 1-го гусарского Сумского полка, в котором он и встретил начало 1-й Мировой войны: «В начале первой мировой войны, с 1-го февраля 1915 года, я несколько месяцев, до отъезда на фронт, служил в Тамбове, в маршевом эскадроне 1-го гусарского Сумского полка, при 7 запасном кавалерийском полку, развернувшемся во много маршевых эскадронов, трех драгунских, трех уланских и трех гусарских полков».

Вообще в Тамбове традиционно дислоцировалось довольно много воинских частей. Тамбовский гарнизон до 1-й мировой войны составляли 27-й Витебский и 28-й Полоцкий пехотные полки, 7-й запасной кавалерийский полк и 7-я артиллерийская бригада.

На родину Сергей Васильевич вернулся после событий Октября 1917 г.: «В полном порядке с правом уехать на своем строевом коне, под наблюдением командира полка и господ офицеров, полк был расформирован и распущен, и я 12 марта 1918 года выехал из Станислава в родной мне город Тамбов».

В Тамбове Вакар устроился на работу в городскую управу для выполнения геодезических и чертежных работ по составлению нового плана города и его построек. Вскоре Сергей Васильевич стал участником Тамбовского восстания июня 1918 лившемуся всего три дня, но окончательно определившего его дальнейшую судьбу: «Нервно потрясенный, бездомный, но не сдавшийся врагу и не отказавшийся от продолжения борьбы за Родину, я получил приют в Воронеже в доме моих близких и дорогих людей, куда барышней в состав семьи входила моя теперешняя жена».

Это было расставание с Тамбовом и прежней жизнью. Чуть позже, в составе Добровольческой армии Деникина, Сергей Васильевич будет воевать на Воронежском направлении против частей Красной Армии. Затем, после краха Белого движения, эмигрирует за границу и будет жить в положении беженца в Югославии, а в 50-летнем возрасте Вакар, как и многие его соотечественники - бывшие офицеры, вновь возвращается на военную службу, вступив в Русский корпус. После его разгрома в 1945 году будет находиться в лагере для перемещенных лиц, а в 1949 уедет в Аргентину, где умрет на 89 году жизни 16 февраля 1981 года и обретет последний приют  на маленьком кладбище вблизи курортного городка Санта Клара - дель-Мар в провинции Буэнос-Айрес на берегу Атлантического океана. 

Невольно вспоминаются слова из известной песни  «Я в весеннем лесу пил березовый сок» об оказавшихся вдали от Родины россиянах, которых судьба носила как осенний листок: 

Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Надеюсь, что мой материал станет справедливым напоминанием об одном из таких сыновей Тамбова.

Доцент кафедры международных отношений и политологии ТГУ имени Г.Р.Державина Владимир Канищев

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.