7894
26.01.2017

Историк Владимир Безгин: «Тамбовская деревня - мир насилия и жестокости»

Мой сегодняшний собеседник – тамбовский историк Владимир Безгин, доктор наук, профессор, специалист по крестьянству. Как жили в последние годы империи наши прабабушки и прадедушки, почему каждый третий ребенок не доживал и до года, и как тамбовские землепашцы относились к конокрадам, педофилам и снохачам? Об этом и многом другом мы узнали у Владимира Борисовича, который долгие годы занимается историей сельской повседневности.

О голоде и пьянстве в тамбовской деревне

- Владимир Борисович, недавно я посмотрел телеверсию фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» о жизни России глазами тамбовской крестьянки. Это кино одни  превозносят за честность, другие ставят в вину излишнее насилие и жестокость. Интересно Ваше мнение. Насколько лента соответствует той реальности? Вы бы рекомендовали ее к просмотру?

- Думаю, что Смирнову удалось проникнуть в жизнь русской деревни, максимально достоверно воспроизвести настроения или, как это сейчас модно называть, менталитет крестьянства. Да, фильм жесткий, порой жестокий, но такова была жизнь, и надо смотреть такое кино просветительской направленности.

- Чем-то жизнь тамбовского мужика отличалась от жизни крестьян других губерний? Был ли наш хлебопашец зажиточнее?

- Тамбовский крестьянин был не богаче калужского и ярославского. Отличие в другом. Модернизация, начавшаяся в конце XIX века, в меньшей степени затронула районы центрального Черноземья. У нас более, чем в промышленных губерниях сохранился патриархальный уклад, не был столь развит отхожий промысел. Для тамбовского мужика была в большей мере характерна приверженность общинному строю. Неслучайно ответом на грабеж большевиков стало активное повстанческое движение, и здесь явно прослеживаются общинные начала.

- Многие литераторы в свое время писали об ужасах крестьянской жизни, о голоде. Была ли бескормица частым явлением, а сельчане то и дело оказывались на грани вымирания?

- Что касается писателей, то зачастую это был интеллигентский взгляд на деревню. В основном свои знания о ней они черпали из публицистки или за счет редких «хождений в народ». Порой происходила подмена понятия. Так формировался миф и о русском пьянстве. Вот пожаловал чиновник из губернского центра или барин в очередной раз заглянул в имение. А обычно они приезжали в дни престольных праздников. И какую картину они наблюдали?

- Все пьют да гуляют.

- Верно. Поголовное пьянство. И в следующий раз приезжают на праздник. Опять то же самое. Какое мнение у них может сложиться? Пьяницы, конечно, были, но во многом этот стереотип не соответствует действительности. О каком алкоголизме можно говорить, когда сами условия жизни этого не позволяли. Страдная пора – тут не до водки и вина. Были, безусловно, элементы снятия стресса, праздники. О голоде. Действительно крестьянская семья всегда балансировала на грани выживания. Каждые 5-7 лет случался неурожай. Даже в самый плодородный год крестьянин понимал, что это временно и надо готовиться к худшему. Голод был не форс-мажором, а обыденностью. И мужик уже выработал стратегию – минимизировать потребности, сделать запасы, отказаться от кормления престарелых, как бы кощунственно это не звучало. Дети и старики в голодные годы были обузой. Хотя мои наблюдения показывают, что ситуация была не так плоха, как порой ее представляли в советские годы. Да, деревня расслаивалась, проходил закономерный процесс втягивания крестьян в рыночные отношения. Кто-то находил себя в новых условиях, кто-то маргинализировался и был вынужден искать работу в городе. Земли не хватало, хотя чаще проблема заключалась не в ее количестве, а в способах обработки. Нужно было переходить на интенсивные технологии, что дало бы эффект. К концу XIX века почти все распахали, даже те земли, которые и не нужно было.

Бог дал - Бог взял или почему в мае родиться - маяться

- Какой уровень грамотности был на селе? В основном обучались мужчины?

- Очень низким - 25 процентов. По сравнению со странами Европы Россия в этом отношении отставала. Хотя в последние годы, уже при Николае II, под давлением либеральной общественности и по инициативе земской интеллигенции было много сделано для развития начального образования. Да и сама жизнь менялась, с развитием рыночных отношений значение грамотного человека возрастает. И крестьяне, будучи прагматичными людьми, это чувствовали. Безусловно, мужское население было более грамотным. Только 10-12 процентов женщин умели читать, считать и писать. Здесь свою роль играли стереотипы: считали, что волос долог, да ум короток.

- Кстати, о женщинах. Не так давно Вы презентовали книгу «Повседневный мир русской крестьянки периода поздней империи». Так какое же положение было у женщины? Это было совершенно бессловесное существо, находящееся на полном контроле у мужа?

- Бесспорно, женщина играла второстепенную роль, поскольку крестьянский мир был преимущественно миром мужским. Но я не согласен с тем, что она была безмолвной и бесправной. Так, за крестьянкой были закреплены имущественные права. Она входила в семью мужа со своим приданым. И никто не мог посягнуть на эту собственность. В семейном наделе выделялась полоса, где высевался лен или конопля. И всем полученным от этого распоряжалась женщина, как, например, и шерстью с овец.

- При этом трудилась наравне с мужиком?

- Больше. Помимо полевых работ на ней был уход за детьми, стирка, обед.

- В общем, ее доля была нелегкой. Поговорим о детях. Детская смертность была страшной?

- Очень высокой. Фактически каждый третий ребенок не доживал до года. В некоторых губерниях умирал каждый второй. В основном причиной смерти была диарея, понос. Вы никогда не задумывались о смысле фразы – «в мае родиться – маяться»?

- Как-то не приходилось.

- А ведь этому есть вполне прозаическое объяснение. Поскольку первые месяцы жизни рожденного в мае приходились на лето. А что такое лето в деревне? Жара, микробы, сельхозработы. Зачастую мать не могла оказать ребенку должного ухода, и он лежал где-нибудь в поле, засиженный мухами, в собственных фекалиях. Многие погибали по недосмотру. Вот читаешь архивные материалы, как свинья отгрызла младенцу руку или девочка умерла от удара лошадиного копыта. А сколько детей тонуло или обварилось кипятком. Все это воспринималось, как неизбежность. Бог дал - Бог взял.

- Я неоднократно читал, что часто мать могла случайно придавить чадо во сне.

- В то время это было обыденным явлением. Другой вопрос – сколько из этих «приспанных» было убито ненамеренно? Ведь избавиться от нежеланного ребенка было практически невозможно. Плодоизгнание – уголовно наказуемо. Так что иногда это было лукавой формой детоубийства.

О побоях, как о норме жизни и невозможности развода

- Вспоминаю все тот же фильм Смирнова. По дому бегают куры, все едят из одного котла. Поди, и посуду не мыли, топили по-черному. Ужас! Спасала легендарная русская баня?

- Это все ужасно с точки зрения современного человека, привыкшего к комфорту. Я уверен, что крестьяне это воспринимали иначе. Действительно санитарно-гигиеническая  обстановка оставляла желать лучшего. Земляной пол (деревянные полы появились только в начале прошлого века, да и то не везде). Чистота достигалась периодическими уборками. Скребли лавки, столы, обваривали их кипятком. Посуду чаще всего просто ополаскивали. Не было элементарного мыла. Мылись щелоком. Бани, которые считались признаком достатка, были не у всех. Так что нередко напрашивались к соседям. Мылись в среднем раз в две недели.

- Эпидемия шла за эпидемией?

- Конечно, правда, с развитием земской медицины моровые поветрия стали реже. Но крестьяне часто пренебрегали естественными для нас требованиями. Например, они не могли понять, почему умерших от холеры надо изолировать. Сила обыкновения часто мешала. Или возьмем данные по родовспоможению. В Кирсановском уезде - 1350 родов. Из них только сто приняли профессиональные акушеры.

- По старинке мать перерезала пуповину?

- В лучшем случае роды принимали повитухи. И опять же проза жизни. Фельдшерский пункт мог быть в 10-15 верстах. Страда, а тут нужна телега, лошадь, а кто повезет? А вот тут бабка живет, повитуха. Проще за бабкой послать, она все сделает. Не обращались к акушеркам часто и потому, что они воспринимались как барыни, социально чуждые. К тому же повитуха не просто помогала родить, но и потом, пока женщина приходила в себя, замещала ее как хозяйку -  топила печь, готовила обед, смотрела за детьми.

- Не знал о столь обширных функциях повитухи. Уверен, что знаменательным событием в однообразной крестьянской жизни была свадьба. Чаще всего женились не по любви?

- Конечно. Это была сделка.  Для семьи невесты девка  - отрезанный ломоть, и была задача выгодно спихнуть ее с хлеба. А в семье жениха, куда принимали новую работницу, обращали внимание не столько на красоту, сколько на физические данные.

- Если говорить о нравах. Насколько я понимаю, колотить жену было делом обычным?

- Мир тамбовской деревни – мир насилия, жестокий мир. Побои действительно были нормой семейной жизни. Для мужика это было подтверждением собственного статуса, для женщины – знаком внимания, как это и не звучит парадоксально. Хуже  - когда не бил. Это был признак равнодушия. Иногда битье носило символический характер, как своеобразная игра, ритуал. А иногда и нет.

- И часто все это заканчивалось летальным исходом?

- Нередко. А бывала и ответная реакция. Мужеубийства тоже фиксировались. Это, конечно, было какое-то отчаяние, попытка изменить ситуацию. Как правило, такие преступления готовились намеренно, и чаще всего жены прибегали к отравлению.

- Развестись было делом нереальным?

- Даже супружеская измена с точки зрения церковного права не являлась основанием для развода. Общественное мнение в этом случае от жены изменника ожидало смирения. В лучшем случае обманутая женщина шла бить окна полюбовницы мужа. Ну а от обманутого мужика общество ждало адекватных действий, то есть сурового наказания, избиения.

О сексуальном насилии и царе-батюшке

- Все тот же фильм изобилует сценами сексуального насилия. У меня сложилось впечатление, что это явление было чуть ли не обыденным и не осуждалось так строго, как в наше, более просвещенное время.

- Это однозначно воспринималось, как грех. Но до суда часто такие дела не доходили. Обычно изнасилование заканчивалось примирением сторон, попросту выплатой компенсации. К подобной практике относились нормально.

- И к педофилам было такое же отношение?

- К ним общественное мнение были непримиримо. Их немедленно сдавали властям.

- Хоть убийства-то считались страшным злодеянием?

- Конечно. Но, например, убийства в ходе самосуда крестьяне не воспринимали как преступление. Забили насмерть конокрада. Приезжает следователь и не может найти виноватых – били-то всем миром. Не церемонились и с поджигателями. Их считали возможным убить, потому что они могли нанести колоссальный ущерб деревне. Вспыхнул один стог, и полсела выгорело.

- А если говорить о снохачестве, когда свекор находился в половой связи со снохой. Эта практика осуждалась?

- Осуждалась, но и к ней относились спокойно. В большей мере она была предметом для иронических намеков, подколок. Конечно, отец жениха никакого права первой ночи не имел. Скорее это было стечением обстоятельств. Например, долгое отсутствие сына давало простор для снохача, пытавшегося принудить невестку к соитию. В принципе у него не было достаточных рычагов воздействия, он не мог действовать открыто. Да, свекор мог нагрузить невестку тяжелой работой, сделать ее жизнь несладкой и только. Но последнее слово все равно оставалось за женщиной. Для некоторых из них это был выбор жизненной стратегии, некоторые шли на это намеренно. Например, муж исчез, и надо как-то выживать. Тогда, то, что сейчас кажется диким и аморальным, в силу жизненных обстоятельств воспринималось иначе.

- Не могу в преддверии столетнего юбилея революции не спросить, как тамбовский мужик относился к царю и как принял 1917?

- Русский мужик был монархистом, верил в царя-батюшку, помазанника Божьего. Правда в последние годы империи эта вера подтачивалась. Например, возросло число дел об оскорблении его императорского величества. Свою роль сыграла война, революционная пропаганда, все эти слухи, связанные с немецким происхождением императрицы. С одной стороны, в революционные годы этот монархизм улетучился быстро, о царе уже почти не вспоминали. С другой, последующий культ Сталина говорит о том, что предпочтение авторитарных норм власти никуда не исчезло.

 

Фотографии предоставлены Владимиром Безгиным

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.