14905
16.04.2018

Тамбовский помещик заставлял крепостных женщин кормить грудью щенят на псарне

Вышедший на телеканале «Россия-1» по мотивам биографии помещицы Дарьи Салтыковой сериал «Кровавая барыня» снова заставил говорить о таком жутком факте нашей истории, как издевательства помещиков над крепостными. Барыня, получившая прозвища Салтычиха и «людоедка», была изощренной садисткой и серийной убийцей, которая лишила жизни несколько десятков крестьян. Помещицу приговорили к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где она скончалась.

Интернет-журнал «448 вёрст» решил разобраться, как хозяева относились к крестьянам во времена «расцвета» крепостного права на Тамбовщине, и обратился за комментарием к доктору исторических наук, профессору кафедры всеобщей и российской истории ТГУ имени Г.Р. Державина Валерию Канищеву

— Жизнь крестьянства середины XIX века сложно назвать легкой. Поскольку в случае неурожая помещики перекладывали трудности на крепостных, увеличивая барщину. Люди работали на поле помещика, не успевая позаботиться о своих уделах, не хватало времени, чтобы произвести продукт для себя и, как закономерный итог, — наступал голод. 

Что касается издевательств. Документально подтвержден только один факт, который официально зафиксирован и дошел до судебного разбирательства, — сообщил интернет-журналу «448 вёрст» Валерий Владимирович. — Речь идет о помещике Михаиле Кошкарове, имение которого располагалось на севере Тамбовской губернии. Он был уличен в порке и насилии над своими крестьянами. Но историю замяли. Как писал известный тамбовский краевед И.И. Дубасов, «деньги кому надо были дадены». В этом вопросе надо помнить: нормальные помещики были не заинтересованы в избиении крестьян, ведь они являлись их собственностью: кто же будет ломать, к примеру, стулья в своем доме. Те дворяне, жестокое поведение которых нашло отражение в исторических документах, скорее всего, имели психические отклонения. Массовым это явление быть не могло, не потому что помещики были нравственными людьми, а потому что им невыгодно было портить свое имущество. 

Барин Кошкаров, о котором рассказал Валерий Канищев, завел в своих деревнях нечеловеческие порядки. За малейшие провинности людей секли, били розгами до бессознательного состояния. Супруга садиста не протестовала, а, наоборот, оказывала мужу активную поддержку, считая, что таким образом они «воспитывают» крестьян и держат их в узде. 

Помещица сама приводила к мужу малолетних девочек 

Михаил Кошкаров с женой жили в середине XIX век в Елатомском уезде Тамбовской губернии. Кошкаровы относились к разряду крупнопоместных дворян, им принадлежало несколько сел и деревень, в которых насчитывалось свыше 600 душ крепостных. 

Барин неумеренно пользовался своими правами над женщинами, принуждая их к связи. Непослушных крестьянок он брал силой, а потом, нарочно, отдавал в жены самым безобразным и злым мужикам.

По некоторым данным, Кошкаров ввел право первой ночи в отношении малолетних девочек, которым едва-едва исполнилось семь лет.

Известно, что супруга деспота не противилась подобному положению вещей, даже сама приводила к мужу детей и помогала ему их растлевать. 

Однако даже в случае безропотного повиновения невозможно было получить снисхождения от помещиков. Михаилу Кошкарову нравилось издеваться над своими жертвами: одну изнасилованную девочку он высек и выдрал ей волосы на голове, другой — сжег кожу на лице свечой. 

У подневольных мужчин был сомнительный выход — уйти в армию рекрутами. Женщинам не предоставлялось даже такого шанса спастись, и они вынуждены были выполнять все безумные требования хозяев. Были случаи, когда помещики приказывали недавно родившим крестьянкам кормить грудью щенят на псарне. 

Судебное разбирательство

Крепостные составили обстоятельную жалобу,  которая каким-то чудом дошла до властей. Люди говорили, что барин с барыней приводят в ужас всех крестьян. А самого Кошкарова в народе называют фармазоном и дьяволом за жестокость и игнорирование походов в церковь.  

— Десять лет назад Кошкаров до смерти засек мальчика. Он лишил невинности одиннадцатилетнюю Татьяну и девятилетнюю Прасковью, — писали крестьяне. —  Барыня сама бьет кнутом и розгами людей. Она высекла нагую и беременную  крестьянку Авдотью, и ничего ей за это не было. 

В 1845 году было назначено следствие. На некоторое время Кошкарова даже посадили под домашний арест. Доказательств его вины было более чем достаточно, но как выше уже говорилось, жестокий помещик откупился,  и разбирательство закончилось ничем. 

Сведений о дальнейшей биографии тамбовских садистов и судьбе их людей крайне мало. Поэтому остается только догадываться, что стало с крестьянами, осмелившимися подать эту жалобу. 

Фото: www.russian7.ru, www. hist-etnol.livejournal.com, www.pikabu.ru

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.