6971
25.02.2019

Храмовое строительство на территории имений тамбовских помещиков (вторая половина XIX века)

Церкви в структуре усадебного комплекса относятся к отдельному пласту историко-культурного наследия российского имения, уникальным, значимым компонентам усадебного пространства. Расположение храма имело особое значение. «Изящество формы усадебных построек оказались неотделимыми от картины русской природы». В окружающем пространстве церкви играли роль силуэтных и высотных ориентиров. «Выделяющиеся на местности усадебные дома вместе с храмовыми постройками обычно располагались на возвышенности возле водоёмов». Такое расположение полностью согласовалось с известным ещё с Древней Руси правилом размещать культовые здания на наиболее «обозримом и людном» месте и не включать их в рядовую застройку улицы или квартала. 

Создание храмового комплекса являлось наиболее ответственной и одной из наиболее трудоёмких частей обустройства усадьбы. Личное участие в строительстве имения помещиков определяло их желание курировать ход и характер храмоздательства на всех этапах – от проектирования до отделки постройки. Заказчик активно вмешивался в работу, направлял труд архитекторов и рабочих.

В Тамбовской губернии отсутствовала своя школа храмового зодчества. В губернии наблюдался дефицит профессионалов по работе с камнем и деревом. Тамбовские земские корреспонденты открыто признавали, что местные специалисты были настолько слабы, что с трудом возводили бревенчатые строения в личных хозяйствах. Поэтому важным звеном в начале возведения церкви был найм способных к делу бригад.

Приглашение для выполнения проектов столичных специалистов позволяло создать оригинальные экстерьеры тамбовских храмов. Подготовленные ими проекты содержали, в том числе, и архитектурные новации, внедрение которых не просто позволяло создать прекрасные строения, а вносило ряд новых направлений в развитие русского зодчества во второй половине XIX – начала ХХ века.

Анализ церковной архитектуры пореформенного периода свидетельствует о значительном влиянии известных образцов храмового зодчества на проектирование церковной застройки. Мастеровые стабильно использовали в качестве образцов силуэты общепризнанных святынь и столичных храмов.

Как и в первой половине XIX века, в пореформенное время на территории тамбовских усадеб продолжается возведение храмов в классическом стиле. Практически уйдя из культовой архитектуры городов, классика продолжала жить в церквях российской провинции, хотя и с известной примесью элементов эклектики. Церкви строились с использованием разнообразных архитектурных приёмов. Присутствовала трёхчастная или развитая структура, осевой, центричной или смешанной, планировочной композиции, объёмная композиция пятиглавых, одноглавых четвериков, восьмериков, восьмерика на четверике, ротонды на четверике с купольными и шатровыми покрытиями.

На территории Ольшанской усадьбы рода Воейковых храм появился в 1860 году. Его возведение началось ещё в 1843 году. Это был совершенно не типичный для тамбовской архитектуры комплекс. Храм строили «с шестигранным, правильным объёмом, состоящим из шести внутренних столбов, сомкнутых арками и шестигранником наружных стен, соединённых с внутренней частью системой цилиндрических сводов». С восточной стороны к основному объёму была пристроена абсида, а с двух противоположных – симметрично шатровые башенки-колокольни.

Поленов В. Д. Храм Воскресения Христова в Ольшанке. 1880-е гг.

Своеобразным выражением народности в храмовом зодчестве пореформенного времени становится русско-византийский стиль. Пришедший на смену классицизму он обозначал новое направление предметно-пространственной среды в Российской провинции, превознося отечественную архитектуру церковного строительства. Введение русско-византийского стиля было основано на синтезе проектного опыта конца XVIII века и заимствований элементов русской архитектуры допетровских времён. Стиль создавал в восприятии современников впечатление повсеместного присутствия древних церквей. В 60-70 гг. XIX века русско-византийское направление практически полностью детерминировало в храмоздательстве тамбовских помещиков.

Жемчужиной храмового творчества Тамбовской губернии является церковь в Новотомникове. Закладка храма относится, по всей видимости, к 1884 году. После проведения необходимых экспертиз и утверждения проекта строительным комитетом МВД был утвержден проект каменной церкви с деревянным куполом. В 1890 году церковь была завершена.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в с Новотомниково

В конце XIX века в Тамбовской губернии начинают приживаться новые направления храмового зодчества. С конца 1870-х гг. в моду входят псевдовизантийский и псевдорусский стили. Их региональные преломления крайне разнообразны и нередко смешивались между собой.

Масштабы храмного строительства тамбовских помещиков не измерялись только усадебными постройками. Практически повсеместно владельцы имений субсидировали строительство церквей для крестьянских общин. Наиболее крупные владельцы жертвовали целые состояния на возведение целых комплексов. 

На деньги помещика А. Н. Сатина в Гавриловке была возведена тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Петрово-Соловово построил храм в селе Карай-Салтыки. Возведение этих и других храмов основывалось на простом компилировании типовых проектов из специальных альбомов чертежей, которые выпускались во второй половине XIX века. В большинстве своём готовые проекты не нужно было даже адаптировать для местных условий. 

Тиражирование стандартных образцов мемориального зодчества отчасти поддерживалось церковью. В начале XIX века в Российской Империи появляются строгие правила согласования планов храмов, в том числе и для частного строительства. Эта система предполагала проверку всех технических деталей, интерьера и экстерьера постройки, регламент её возведения. 

Особенно активны в деле храмоздательства были купцы. Их участие в богоугодных делах определялась религиозностью, создающей достаточный мотив для всякого рода благотворительности. 

Мы знаем множество примеров купеческого участия в обустройстве старых и возведении новых комплексов. В Козловском уезде в 1865 году каменная тёплая церковь в селе Старое Торбеево была построена купцом Николаем Родионовым. В селе Малый Избердей «церковь деревянная холодная двухпрестольная» появилась на средства купца Миронова. В Моршанском уезде в селе Волково (Архангельское, Малое Шереметьево) на средства потомственного почётного гражданина В. Е. Платицына и прихожан появилась деревянная Покровская церковь. В селе Плавицы (Евграфово) Липецкого уезда купец 2-й гильдии Окороков возвел каменную тёплую церковь. В Кирсановском уезде на деньги купца Куприянова появилась деревянная холодная церковь в селе Куровщина (Сергиевское), а на средства потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Москалёва были выстроены сразу две церкви – в селе Покровская Ира и в селе Сулак.

Домовая церковь во имя Святой Екатерины

Помимо храмоздательства церковная благотворительность купечества имела и другие направления. Так, известный тамбовский предприниматель М. В. Асеев был инициатором возведения на территории своей фабрики небольшого приюта для детей, родители которых пострадали на производстве. Ежегодно на содержание его воспитанников выделялось 6 тысяч рублей. На втором этаже приюта была создана домовая церковь во имя Святой Екатерины. Заведовал ею Василий Тихонович Асеев. При церкви существовал хор певчих из рабочих, здесь можно было видеть прекрасные иконы и литературу. Вплоть до 1918 года церковь считалась одной из самых лучших домовых церквей в Тамбовском уезде.

К наиболее масштабным проявлениям христианского благочестия и одновременно особой формой храмоздательства тамбовских помещиков следует отнести основание монастырей. 

В допетровское время открытие монастырей направлялось вначале великими и удельными князьями, позднее царями. В XVIII веке в связи с секуляризационной политикой российских императоров процесс основания новых комплексов сильно затормозился, а часть обителей и вовсе закрылась. Зато XIX век можно с полным правом назвать ренессансом монастырского храмотворчества. 

Милостиво-Богородицкий женский монастырь

Заметную роль в образовании новых обителей играли женщины. Рост женского подвижничества в пореформенное время тем необычен, что ничего подобного, в таком количестве и в таких формах, не происходило со стороны мужчин. Количество монахов с 1825 по 1914 год возросло примерно в пять раз, а численность монахинь в 9 раз. По подсчетам Денисова Л. И., в начале ХХ века на 11 монашествующих женщин в России приходилось всего 4 монаха. Мужские монастыри пустели, а женские процветали. 

Большая роль в женском монастырском служении принадлежит тамбовским помещицам. Из 30 женских обителей семь было основано землевладельцами, и, по крайней мере, один (Сезёновский) не без деятельного участия их. Причём, шесть монастырей были открыты прямо на территории частных имений. Они «почти идеально подходили под обители, так как уже в наличие был жилой корпус (барский дом), церковь (в большинстве имений она существовала), хозяйственные и дворовые постройки и усадебная земля. Достаточно было обнести всё это стеной и внешне монастырь готов». 

Помимо духовных причин храмотворчества в помещичьих усадьбах необходимо отметить и сугубо прагматические. Кризис дворянского землевладения после 1861 года не оставлял надежд для ряда помещиков на стабильное и богатое будущее. Остро стоял вопрос не просто о сохранении земли, которая в условиях отмены крепостного труда не приносила больше дохода, а о сохранении своего имения. В этом случае основание монастыря, которому обычно и передавались все земельные угодья, являлось лучшим выходом из ситуации. 

Знаменский Сухотинский женский монастырь

Процесс появления некоторых обителей имел стихийный характер. Одним из первых на Тамбовщине был открыт Милостиво-Богородицкий монастырь. Ещё в 1793 году кадомская купеческая девица Елена Филипповна Рожнова смогла собрать коллектив неравнодушных к монастырской жизни девиц города Кадома. Ею двигало «благочестивое желание посвятить свою жизнь Богу в монастырском уединении», однако как «устроить монастырскую жизнь она не знала».

Помощь в создании общины неожиданно пришла от Кадомского городского общества. Власти с сочувствием отнеслись к «благому начинанию» девушек, способствовали административной и финансовой поддержке. После ходатайства городской Думы в 1797 году Рязанское Епархиальное начальство разрешило «открыть при Дмитриевской церкви города Кадома женскую общину с наименованием её Кадомской богадельней». Позже община была преобразована в монастырь.

Часть земледельцев лично принимала участие в организации обителей, не только жертвуя имение, но и беря в свои руки администрирование общинами. «Тщанием и иждивением местной землевладелицы баронессы Аделаиды Александровны Фитингоф-Шель» 12-го октября 1898 года была основана Моршанская община Всемилостивого Спаса. Это было автономное образование, направляемое деятельностью самой баронессы. Владелица сама занялась благоустроением общины «главным образом с внутренней стороны». Она управляла бытовой стороной жизни её населения, занималась «введением насельниц в круг монастырской жизни». 

Нормы совместного общежития Фитингоф-Шель обобщила в строгом уставе. Согласно его положению послушницы не могли покидать пределов монастыря. В самую общину и даже в храм совершенно был закрыт доступ для мужского пола. 

Большой вклад в монастырское обустройство выделяли купцы. Глубоко верующий человек, тамбовский купец Андрей Михайлович Носов, перед смертью завещал участок и капитал для основания мужского монастыря (Носовский Преображенский мужской монастырь). В. М. Аносов внес большие пожертвования на строительство Христорождественского собора, обустройство церкви в Тамбовском Вознесенском женском монастыре. В 1905 году подарил Вознесенскому монастырю 288 десятин земли в Кирсановском уезде.

В 1875 году в Темниковском Рождественско-Богородицком монастыре благодаря «иждивению благотворителя, Темниковского купца Андрея Михайловича Куникеева началось сооружение кладбищенской церкви во имя Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Её освятили в 1881 году. 

Постепенное обустройство монастырей превращало их в самоценные социально-экономические единицы. Их границы расширялись, внутренняя инфраструктура усложнялась, росло население комплексов. В начале ХХ века в Кирсановском Оржевско-Боголюбском монастыре было уже 8 корпусов, в которых проживали послушницы. В местной инфраструктуре находились также трапезная, стряпная, рукодельная, хлебная, живописная, просфорная, ковровая, портная, белошвейная и другие помещения. В 75 верстах от обители в деревне Васильевке Кирсановского уезда располагался принадлежащий монастырю хутор площадью 316 десятин. За жалованье 300 рублей в год им заведовал приказчик, следивший за местным хозяйством.

К сожалению, большинство храмовых сооружений на территории тамбовских имений не сохранилось. В советское время их закрывали и перестраивали, уничтожая, тем самым целый пласт культурного наследия Тамбовского края. 

Авторы:
ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ,
кандидат исторических наук, главный библиограф отдела краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество»;

АЛЛЕНОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, 
кандидат исторических наук, член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения», доцент кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина».

Статья подготовлена в рамках проекта «Родина начинается с малого», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (проект № 18-2-003220)
 

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.