2115
27.06.2017

Готика в Тамбове или как католический приход превратился в Шарикоподшипниковый завод

Проезжая или проходя по улице Советской в южной части города, вы наверняка обращали внимание на два шпиля тамбовского костела, разрезающих небо своими готическими очертаниями. Что делает католический храм в провинциальном городе, где подавляющее большинство – православные люди?  

Об этом тамбовский краевед Валентина Кученкова написала книгу, в которой можно подробно проследить историю от самого начала строительства костела и почти до наших дней. Корреспондент интернет-журнала «448 вёрст» изучил произведение и нашел много интересных фактов, которые поместил в эту статью.  

Истоки

Как ни странно, но Тамбов достаточно тесно связан с католической Польшей  еще с царских времен, в XVII веке из нашей губернии отправлялись воеводы с дипломатическими миссиями для восстановления мира, так как шла Тринадцатилетняя война (1654-1667). В нашем крае находилось достаточно пленников этой войны, многие из которых смогли адаптироваться к жизни, основательно обрусеть и стать в Тамбове «своими». Новых граждан прибавилось и после подавления в 1863 году польского восстания, их высылали в различные губернии, среди которых и наш край. Был на тамбовской земле и Патрик Гордон - ярый католик, который не только славился своей военной карьерой, но и обучал Петра I  и его потешные войска искусству ведения боя. Об этом свидетельствует «Хронология тамбовского края», написанная А.Н. Норцовым.

Петровские преобразования, дружба с иностранцами и жажда налаживать  с ними контакт привели к тому, что большинство профессионалов разного ремесла были приглашены из-за границы     в российские города. Тамбов не стал исключением.

Большой поток иностранных учителей пришелся на середину XVIIвека и, что самое интересное, они открывали свои частные пансионы, обучая не только предметам, но и канонам своей веры.  Католические монахи тоже открывали обучающие заведения, и это откладывало свой отпечаток на воспитанников. Но позднее почти всех священнослужителей выслали, так как действие, оказываемое ими на общество, являлось нежелательным для правительства.  Если проследить историю, мы найдем немало интересных личностей, пребывавших на тамбовских землях и оставивших кусочек своей культуры и, что главное в этом контексте, огонек своей веры, который не погас до сих пор.

Зарождение

Осенним днем 20 октября 1896 года в публичной библиотеке города Тамбова на совещание собрались 63 тамбовских католика, которые поставили задачу  — построить  католический храм на нашей земле с целью создания общины. К слову, по архивным данным, на тот момент на Тамбовщине насчитывалось 683 человека, исповедующих католицизм. 

Но все было не так просто: строительству костела предшествовала бюрократическая волокита с разрешениями и утверждениями места. И наконец, после долгих прошений и писем, в январе 1898 года пришло разрешение на постройку.  В этом же году приехал священник  Станислав Сенко, который сыграл немалую роль в постройке и духовной жизни католиков.  Он проводил богослужения еще до того, как были возведены стены костела.  Кто же проектировал архитектурное сооружение?  Известно, что согласовывали проект  с тамбовскими архитекторами, славящимися своими творениями.

И вот, 6 сентября 1898 года по сути является днем рождения самого здания, так как именно тогда был освящен закладной камень. Кое-какие средства, на которые проходил начальный этап строительства, собрала тамбовская община, но впоследствии денег существенно не хватало. 

Только в 1903 году костел начинает свою церковную жизнь. Станислав Сенко уехал до открытия храма и на его место прислали другого священника. Но ни один из настоятелей в костеле не задержался. Священники, находившиеся в административной ссылке, менялись один за другим, а вместе с ними  менялись времена и эпохи.

Разрушение

Эпохальное событие  — революция не обошла стороной ни один храм на Тамбовщине.  Перемены пришли и в костел.  В то время настоятелем был Иосиф Вержбицкий, который и стал последним священником для храма в тот период.  1918 год, власти собираются отобрать все имущество костела, священник шлет тревожные письма, но ответы не могут ничем помочь.

В рапорте  Вержбицкого  о состоянии церкви на 1922 год указывается, в каком плачевном состоянии находится священное место. Постепенно разворовали церковную утварь, были утрачены метрические книги (записи рождения, смертей, браков и т.п.), которые и в настоящий момент до конца не найдены.

В 1929 году отношения между государством и церквями изменились в сторону неравной борьбы. Началась война с религиозными организациями, приведшая к так называемой «безбожной пятилетке», в ходе которой изымалось не только имущество храмов, но и сами здания, а священнослужителей расстреливали и сажали в тюрьмы.

В 1935 году Иосиф Вержбицкий был арестован и до сих пор нет никакой информации о том, что с ним случилось. Так закончилась целая эпоха для католического костела. В то время он представлял собой действительно чудо готической архитектуры, красиво украшенный фасад, портики, рельефы и витражы создавали прекрасную картину. Жемчужина костела – орган, изготовленный за рубежом, играл гимны, призывающие прихожан к молитве.  Рядом с храмом  находился дом настоятеля и библиотека. Возле костела возделывался сад с цветами, и росли ели.

После репрессии  священника  разрушения обрушились на костел с большей силой.  Власти, заявив об отказе верующих пользоваться храмом, закрывают его. Люди боялись признаваться в религиозности, опасались преследований, некоторая часть прихожан и вовсе покинула странуСреди историков бытует много версий, каким именно способом разрушили костел. В книге Кученковой, к которой мы не раз обращались в написании этой статьи, описывается процесс поломки органа:

«Очевидцы рассказывают, что фрагменты органа – тонкие деревянные трубы – выносили из костела и бросали возле ограды. При этом они издавали такие стоны, от которых замирало сердце. Казалось, что погибало живое существо, издавая предсмертные звуки и испуская в невыносимых муках последнее дыхание».

Кто-то хотел установить орган в музыкальном училище, но серебряные трубы продали, а деревянные части испортились от непогоды. Так инструмент был навсегда утерян и его восстановить невозможно, ведь нет на свете органов, которые бы звучали одинаково.

1943 год для храма  начался в новой  роли. Многие церкви рано или поздно переоборудовали. Так и в костеле начал работать Шарикоподшипниковый завод.  Здание лишили колоколен, что чуть не стало причиной его полного разрушения, убрали все христианские символы.   В середине XX века костел поделили на два этажа, подвал и само здание было сильно испорчены горючими отходами от производства. Так  много лет исторический объект разрушался, пока завод не обанкротился, а в начале 80-х храму не было присвоено звание архитектурного памятника.

Первыми, кто принял костел уже в 90-х годах стали Евангельские христиане – баптисты, которые расчистили здание, полное мусора. Затем храм перешел в другие руки -  к православной церкви.

Возрождение

Возможно, развалины, хранящие в себе дух зарубежной архитектуры, навсегда были бы забыты, если бы в августе 1996 года не появилось Римско-католическое объединение.  Интересно, что знаковая дата для костела, пришла, чуть ли не ровно через 100 лет, после собрания, где было принято  решение о его постройке.

Тамбовский костел Воздвижения Святого Креста начал возрождаться, как феникс из пепла в 1997 году.  Значительную помощь оказали в Польше, где собрали деньги для реставрации, ремонта и благоустройства храма.  Настоятели и священники прилагали большие усилия, чтобы привести костел в надлежащее состояние, и  это произошло.

Преображение случилось 2 октября 2001 года и является торжественным днем в истории костела.

Шпили были восстановлены, (они и сейчас по цвету кирпича выделяются на фоне старой постройки), окна вставлены, сделаны орнамент и отделка,  колокола, принятые в дар из Польши помещены в звонницы. Добавим, что фирма, которая отливала колокола, использовала очень старый способ изготовления, применяя примесь серебра, а это придает особенно красивое звучание звону.

На поверхности одного из колоколов изображены помимо других святых Кирилл и Мефодий. Но это не единственные святые, почитаемые равно и православной церковью, и католической, которые находятся на территории храма. В 2007 году скульптор Зураб Церетелли подарил костелу памятник Святителя  Николая Чудотворца, который стоит недалеко от входа. Его нельзя не заметить, войдя за металлическую ограду, которая, кстати, была сделана точно такой же, как дореволюционная.

Фигура Ангела на крыше костела, как бы смотрящего на каждого, кто приходит к порогу церкви, сделали тамбовские мастера, они по старым фотографиям восстановили эскизы статуи.   Был построен и дом для монахинь, которые вскоре приехали на место служения.  А от храма ведет пристройка к приходскому дому. 

Если мы сейчас зайдем в костел во время мессы, то услышим звуки электронного органа. Над инструментом увидим розу – прекрасное архитектурное творение, сияющие в солнечные дни. Архитектурную готическую розу имеют почти все католические храмы, это своего рода круглое окно, находящееся на фасаде здания, застекленное прекрасными витражами, которые начинаются с середины и распускаются подобно симметричному цветку. В тамбовском костеле сохранился оригинал розы, только вот витражи пришлось заменить. На нас с них смотрят 12 Апостолов, Мария и голубь, символизирующий Святого Духа в самом сердце этого тонко сделанного предмета искусства. Но это не только архитектура, роза означает небесное совершенство. Свет, пробивающийся сквозь цветные витражи, создает эффект Божественного присутствия. В готике нет простых элементов, каждый предмет интерьера что-то символизирует.

Это здание хранит в себе огромную историю и долгий путь его прихожан, которые вложили большие усилия для того, чтобы в Тамбове был воздвигнут храм. Здесь служат монахи - вербисты и, благодаря одному из настоятелей, стала возможна дружба между различными конфессиями.

Сюда приходят не только крещеные в католичество. Здесь проходят и музыкальные вечера, и органные концерты. Жизнь костела насыщена и духовно, и культурно. 

Фото: скриншоты книги В.Кученковой, интернет-журнал «448 вёрст», открытые источники 

 

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.