Корреспондент «448 верст» на выставке откровенных работ Пабло Пикассо
Когда в небольшой провинциальный город привозят картины всемирно известного художника, да еще и под заголовком «Уникальный выставочный проект», то даже самые незаинтересованные искусством люди спешат купить билеты в галерею. А если в этот контекст вписано слово «эротика», то рядом с ней и вовсе выстраивается километровая очередь. Не такая, конечно, как во время нахождения в Тамбове мощей Святой Матроны, но тоже, признаться, немаленькая.
Ажиотаж вокруг выставки Пабло Пикассо под интригующим названием «Suite 347» не обошел стороной и нас - людей, которые с искусством общаются исключительно на «вы». Вооружившись необходимой информацией, добытой в Интернете, и подготовив психику (а это, как позже выяснилось, было важнейшим условием) мы купили билеты в кассе Тамбовской областной картинной галереи и отправились на встречу искушению.
«Да что там смотреть? Одна пошлятина!», - возмутилась одна из кассиров музея на наш вопрос о новой выставке. - Когда привозили Дали, было интересно. А здесь без «охов» не взглянешь!». Впрочем, эти слова лишь подогрели наш интерес, который возрастал по мере перемещения по залу экспозиции. Она демонстрирует 105 из 347 довольно откровенных работ, написанных Пикассо в 1968 году в различных техниках: акватинты, травлении, полировки, сухой игры и других.
«Оригинал ли?» - отчасти. Творения испанского сюрреалиста с согласия его потомков были переведены в литографии и изданы в Германии в 1990 - 1992 годах. Поэтому конкретно эти картины отпечатков Пикассо не содержат. Но эксклюзивности выставки это никак не умаляет, ведь она демонстрирует особенный и наиболее эмоциональный период творчества художника, «нецензурные» творения которого не могли быть представлены широкому кругу зрителей на протяжении нескольких десятилетий. Еще бы! Они и сегодня, в век «вседозволенности», вызывают ужимки и смущенные смешки. По крайней мере, именно такое сопровождение «Suite 347» получила в Тамбове.
Удивляться здесь приходилось не только изображенным сценам, но и подписям к ним. «Уединившийся с шестью женщинами художник и один обмочившийся «а-ля Рембрандт», «Обнаженная бездельница, обольщаемая шестью фигурами», «Проказник надевает венок из цветов на бородатого человека с обнаженными наблюдателями» - пожалуй, самые скромные из названий потоков сознания Пикассо.Такие полные описания не позволяют созерцателям картин додумать сюжет и не дают никакой пищи для размышления, как, например, это бывает на других выставках художника. Да и вообще, о знаменитом стиле гения 20 века говорят лишь редкие слияния контуров и переплетения тел героев представленных зарисовок. Это старая сводница из романа Фернандо Рохаса «Селестина», Рафаэль и его возлюбленная Форнарина, за которыми подглядывают Микеланджело и папа Юлий II, а также цирковые артисты, обнаженные гимнастки и древнеримские боги.
Привычный вид посетителя музея с рукой, задумчиво прижатой к подбородку, на экспозиции «Suite 347» просто не уместен. По крайней мере, зарубежные галеристы призывают не искать в ней скрытый подтекст. Работы 87-летнего Пикассо напрочь лишены психологизма, вместо него - страсть к «подглядыванию» за молодыми влюбленными парами. И если вы такой же вуайерист, каким был испанский график, то добро пожаловать в Тамбовскую картинную галерею. «Игра в искушение» продлится вплоть до 17 сентября.
Женщине удалось спастись
Теперь они соответствуют федеральному закону
Чтобы не допустить подтопления
Кирпичную кладку восстанавливают
Отремонтированные в прошлом году
На Набережной
Потерпевший скончался от полученных ножевых ранений
Посвящённый родным солдат