363
15 марта 2017

Киноклуб «Контакт». Как заставить людей думать?

12 декабря 1980 года зародилась тамбовская обитель киноманов, именуемая «Контактом». Киноклуб назван так неслучайно, ведь он создает связь между фильмом и зрителем, а также самими членами сообщества.  У истоков создания стоял Валерий Монастырский, решивший объединить интеллектуалов Тамбовщины, являющихся единомышленниками по любви к качественному авторскому кино. Валерий Анатольевич ушел из жизни в 2015 году. В память о неоспоримом ценителе киноискусства участники клуба продолжают сохранять не только традиции, но и главную цель «Контакта» – заставить людей думать. Сегодня бразды правления держит яркая тройка, состоящая из разных по характеру, но при этом дополняющих друг друга людей: Виктора Головащенко, Алексея Афанасьева, Артема Гравина, —  также к ним примыкает четвертый ведущий Олег Шашков. Весь сезон, с сентября до начала лета, киноманы встречаются каждую пятницу в 18:00 на площадке Тамбовского областного краеведческого музея, чтобы вкусить порцию высокого кинематографа.

- «Контакт» предлагает качественное авторское кино, которое мы видим на телеэкранах лишь за редким исключением, - объясняет Виктор Головащенко. - Именно этим мы привлекаем зрителя, недовольного программой в массовых кинотеатрах. Здесь люди расширяют свой кругозор, учатся правильному восприятию фильма, общаются между собой, обмениваются мнениями.  

Стратегия сеансов строится таким образом, чтобы фильмы отличались друг от друга по направлению и тематике. Раз в четыре–пять собраний к просмотру предлагается утвердившееся в истории классическое кино, начиная от немого, заканчивая 50-ми. Превалируют в прокате «Контакта» фильмы Западной Европы, ведь Италия и Франция всегда считались главными поставщиками качественного кинематографа, а вот ленты из США находятся на второй позиции. Не забывают в киноклубе и об отечественных картинах.

- Как правило, один и тот же фильм за сезон мы не показываем, - рассказывает Артем Гравин. - Ведь сегодня очень много кинокартин, претендующих на обсуждение, тем более они стали доступнее для просмотра в отличие от 90-х. Хорошее кино не умирает, лишь немного обмельчало на кинофестивалях. Также нельзя сказать, что оно стало хуже или лучше, оно просто другое, рассказывающее о новых актуальных проблемах, местами авангардное, которое старшему поколению сложно воспринимать.

Порой людям бывает трудно понять не только авангардный синематограф, но и классический. Именно поэтому руководители киноклуба начинают показ фильма со вступительного ликбеза, в котором рассказывают о кинокартине и ее авторе.

Артхаусное кино не терпит обычного просмотра, оно любит предварительного погружения в его тематику без отвлекающих маневров. Неслучайно политика «вливания в тему без рекламы» практикуется на телеканале «Культура», ведь мигающие сковородки, прохладительные напитки и лиловые коровы, уносят зрителя от атмосферы и эмоции фильма. После просмотра сеанса происходит обсуждение среди членов клуба, длящееся порой дольше самой картины.

Далее очередь назначения рейтинга, где фильм оценивается по шестибалльной системе, по которой шестерка приравнивается к шедевру. По окончании всех процедур подводится итог.

- По поднятой руке человек высказывает свое мнение по поводу киноленты, которое другие принимают или оспаривают, порой доходит до дебатов, но контролируемых, - говорит Виктор Головащенко. - Члены нашего клуба разной возрастной категории, от молодежи до пенсионного возраста, поэтому бывают точки столкновения между младшим и старшим восприятием картины. Здесь каждый человек может выступить, кто-то просто выслушать, у нас нет обязательного пункта на этот счет. Один может сказать два слова, а другой целую речь. Кто–то отмечает определенные моменты, которые, по его мнению, раскрывают суть фильма, кто-то просто делится своим эмоциональным состоянием. Поэтому каждого увлеченного хорошим кино мы ждем в нашем киноклубе, но про возрастной ценз картин не забываем.

Сегодня киноклуб «Контакт» принял в свои объятья около 80 членов клуба. Каждому из них выдан абонемент, позволяющий за символические 30 рублей насладиться сеансом качественного кино. Если же заинтересованный находится в раздумьях по поводу вступления в клуб, то для него выписывается абонементская карточка на три бесплатных посещения. За это время человек попадает на разные по направлению кинокартины, которые помогут составить впечатление. Так же существует простой тест: если в течение сезона хоть один фильм пришелся Вам по душе, то это Ваше кино. Определиться с интересами, но не научиться разбираться в кинематографе, можно и дома, так как порой качественное кино может быть замечено на телеэкранах. Все любители телевизора могут узнать о телепрограммах, стоящих внимания от Алексея Афанасьева в начале собрания.

- На телеэкранах кино, заставляющее задуматься, показывают редко или поздно ночью, потому что оно может быть опасно для государства, - рассказывает Артем Гравин. - Многие фильмы раскрывают настоящее положение вещей, которое не всегда бывает красочным. Такие кинокартины могут повлечь за собой нежелательные для власти реакции.

Бывают фильмы, которые опасны не только для государства, но и чувствительных людей. Не все могут быть морально подготовлены к артхаусному кино, порой затрагивающего личные проблемы или просто непредназначенного для восприимчивого зрителя. Поэтому в киноклубе всегда предупреждают о «сложном» для психического состояния кино за сеанс. Но у предводителей «Контакта» есть свое мнение на этот счет.

- Не нужно бояться смотреть тяжелое для психологического восприятия кино, например, про холокост, - рассуждает Алексей Афанасьев. - Просто необходимо понимать, что это явление существовало в реальной жизни, а это куда страшнее. Нужно знать историю и принять ее, переборов свой страх и негативные эмоции.

Если вы все же хотите оградить себя от данного типа кино, стоит присмотреться к расписанию киноклуба на 2–3 месяца вперед. При Валерии Монастырском его составление проходило безболезненнее, никто не возражал против авторитетного и профессионального выбора, сейчас же между тремя руководителями с разными вкусами порой происходят споры, но в них рождается прекрасный перечень кинокартин. Предводители сегодняшнего «Контакта» прислушиваются к мировым кинокритикам, присматриваются к лауреатам Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей. Также их интересуют нашумевшие фильмы из разряда «Ученик» и «Левиафан», неслучайно вышедшие в определенный момент, затрагивающий тенденцию и актуальность современности.

- Мы смотрели провокационный фильм «Ученик», по итогу собрания получивший оценку 4,3, - вспоминает Виктор Головащенко. - В тот день кем–то из членов клуба были приглашены представители духовной семинарии, ведь тема религиозного фанатизма все же им близка. Им не понравился священник, изображенный в карикатурном виде, но некоторые отметили, что таких полно в школе. Обсуждение затянулось на два часа.

Будет некорректным мнение о сопричастности киноклуба «Контакт» только к артхаусному синематографу. Здесь интересующийся кино человек сможет увидеть комедию «Светская жизнь», выходившую в массовый прокат, но он вряд ли лицезрит «Черепашек ниндзя» или «Бетмэна». Главный ориентир «Контакта» - качественное кино, сподвигающее к размышлению. Яркая картинка с экшеном не заставит вас прочувствовать переживания и замысел автора, ибо их зачастую в массовой картине нет.

- Для меня качественное кино, в первую очередь, авторское, - говорит Виктор Головащенко. — Увидев пятнадцать минут от всего фильма, ты можешь почувствовать руку автора. Здесь сложно посоветовать для просмотра определенную кинокартину, каждый фильм из списка нашего киноклуба достоин внимания.

- Практически невозможно посоветовать одну книгу для прочтения, так и с кино, - говорит Алексей Афанасьев. - Нужно вообще смотреть разные кинокартины, причем настоящие, воспитывающие вкус.

- Можно посоветовать к просмотру много артхаусных кинокартин, но важнее научиться их понимать, - рассказывает Артем Гравин. - Сидя дома на диване, есть большая вероятность не понять его,  потому что многие фильмы, которые выходят в кинопрокаты и попадают на авторитетные кинофестивали, не всегда доступны для понимания в связи с культурными кодами, которые они представляют, например, сложное для восприятия азиатское кино. Также не стоит забывать о подчерке автора, который мог находиться в предсумасшедственном состоянии во время съемок фильма. Нужно заниматься кинообразованием. 

 

фото: Ольга Перегудова

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009-2017 Интернет-журнал «448 вёрст»

Лента новостей Тамбова, Тамбовской области и федеральных событий. Все права защищены. 16Ес+
При использовании любого материала с сайта гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна.