Владимир Стромов: «Признаю – да, я упрямый и упертый человек. И ректор такой же. Это необходимо».
— Здравствуйте, Владимир Юрьевич. Мы беседуем во время традиционных новогодних каникул. Время перевести дух, осмыслить сделанное, начертать планы…
— Соглашусь. Так и есть. С удовольствием ушел от текучки жизни. Есть время посвятить себя семье и думать. Я нисколько не рисуюсь: для меня невозможны две вещи – не думать о семье и о деле.
— И как они с этим мирятся?
— Семья и дело?
— Именно.
— Они давно научились как-то уживаться, хотя не думаю, что влюблены друг в друга. В прошлом году дочь, поздравив меня с днем рождения, пожелала, прежде всего, чтобы я не забывал о семье. Стараюсь так и поступать, но два года назад у меня возникла в каком-то смысле еще одна семья – университетская. О ней я тоже не могу не думать; порой делаю это круглосуточно.
— Это черта характера?
— Послушайте, я же не родился ректором, и в моей семье ректоров не было. Я вынужден всякий раз любую ситуацию, что называется, примерять на себя. Оттого и приходится много думать о работе. Кроме того, мне есть чего хотеть. Я, прежде всего, хочу создать современный или, в идеале, даже очень современный университет. Вот и думаю все время.
— Вы довольны тем, как идут дела в университете?
— В декабре миновали два года, как я работаю ректором. На состоявшемся перед Новым годом заседании университетского Ученого Совета я сделал доклад, где подвел некоторые итоги деятельности университета за годы моего ректорства. Текст доклада очень скоро появится на сайте, оттого повторяться не буду. Хотя, по существу, и повториться невозможно. Я же ректор не 20 лет, а два года. Все время прокручиваешь в голове, что сделано, что предстоит сделать. Возникают новые идеи. В таких условиях не до повторений.
— Вы шахматы любите?
— Как сказать… Умею передвигать фигуры, разумеется. Не могу сказать, что виртуозно. Люблю лыжи, теннис. Там чувствую себя увереннее. А почему вы спросили о шахматах?
— Хочу предложить Вам поиграть со мной в блиц. Согласны?
— Согласен, конечно. Я же спортивный человек, а значит – азартный. Да и проверить себя тоже люблю. Знаком с шахматистами. Они говорят, что классические шахматы оттачивают мысль, а блицы мобилизуют другие возможности человека – скорость мышления, самообладание, знание теории. Тоже неплохо, согласитесь. Хорошо, давайте попробуем поиграть в блиц.
— Чего в Вас больше – перфекционизма или самоедства?
— Думаю, хватает и того, и другого. Хочется всё сделать на максимальном уровне. Однако порой кажется, что что-то сделал не то и не так. Хотя, наверно, самоедства во мне не столь и много. Больше самокопания.
—Любопытно. А чем отличаются эти феномены?
—У самокопания есть известные ограничения. Ты мучаешься, копаешься в себе до тех пор, пока не принял решение. После того, как что-то решил, ты обязан перестать рефлексировать. Самоедство же априори предполагает, что внутренние мучения – непроходящее качество человека. Нет, я не такой. Принял решение – прекрати страдать. Делай.
—А как же все-таки рефлексия?
— Если ты не железобетонный столб, ты рефлексируешь всегда. Каждый рефлексирующий человек, если он хочет чего-то добиться, приходит когда-то к пониманию, что бесконечно рефлексировать нельзя. Тем более – управленцу. Есть не мною придуманные, апробированные временем управленческие формулы успеха. Они не панацея от ошибок, конечно, но все же — некое основание ошибок не допускать.
—Раз уж заговорили об управленческих стратегиях. Что это за управленческие формулы успеха?
—Осмысленно принимать решения. Стратегически думать. Планировать. Брать ответственность на себя. Последнее – главное.
—Кто Ваш лучший советчик?
—Я сам. Признаюсь: да, я упрямый и упертый человек. И ректор такой же. Это необходимо. Я же не самодур. И моя позиция – вовсе не твердолобость. Дело даже не в том, что я не хочу быть пластилином, хотя, честно говоря, терпеть не могу «пластилиновых» руководителей. Просто я хочу сам формировать свою позицию. Только такое ощущение помогает почувствовать внутреннюю уверенность. Что-то навязывать мне, давить на меня бессмысленно.
—Что дает управление? Почему такое внимание уделяете этой сфере?
—Да все дает. Все зависит от этого. Решения-то принимаются каждый день. Управленческие решения. Они не могут не приниматься. Иначе все остановится. А вторая часть Вашего вопроса…
—Почему такое внимание уделяете системе управления?
Я же ректор. Но отвечая так, руководствуюсь не формальным признаком. Управление должно быть разным.
—Каким же?
Современным – динамичным, эффективным, позитивным, ответственным и коллективным одновременно.
—А как Вы видите собственное место в системе управления университетом? Вы монарх или диспетчер?
—Понятно, что в России – властецентричной стране – любой руководитель в каком-то смысле монарх. Но надо очень четко улавливать границу между единоначалием и коллективным руководством. Я, с одной стороны, убежден, что руководитель должен за все отвечать, но, с другой, он обязан как можно меньше пользоваться местоимением «Я». На мой взгляд, это признак управленческой слабости руководителя. В чем задача любого руководителя? Формировать коммуникации, пронизывающие организацию по горизонтали и вертикали. И в идеале добиться, чтобы это были во многом самостоятельно работающие на извлечение оптимального результата модели.
—Иначе…
—Иначе придут две беды. Или даже три. Первая – перестанут руководить те, кто это должен делать. Вторая – сотрудник отчуждается от информации, выводится из сферы принятия решений и саботирует их. Третья — возникает самый большой порок в управлении организацией – излишнее администрирование.
—Тогда в нескольких ремарках – какие качества управленца Вам более всего импонируют? Каким Вы видите идеального университетского руководителя?
— Это профессиональный и социальный лидер. Смелый и инициативный человек, берущий на себя ответственность. Готовый к проектной работе, межведомственному взаимодействию и выстраиванию именно таких коммуникаций. Способный выдерживать нагрузки, стрессоустойчивый. Конкурентоспособный и, более того, стремящийся к конкуренции. Требовательный, но великодушный к коллективу. Как ни странно, не кабинетный человек.
—Как это – не кабинетный?
—Ну, мы же не министерство! Здесь нет вечных и жестко заданных управленческих задач. В идеале университетский руководитель – это лидер проектного офиса. Вот что требуется сейчас.
—А как же преподавание? Разве это не вечная задача университета?
—Да, но делать это можно по-разному. Поэтому в университете система управления, прежде всего – как раз образованием, не может быть окостенелой. Окостенелость ведет к косности. А косность и прогресс – выраженные антиподы.
—А наука? Каково ее место в вузе и как ею управлять?
—Наука – это поле для личностной самореализации всех. Совмещение исследований и обучения – непременный признак высшего образования и главный источник всех наших преимуществ. Доля науки в бюджетах времени и в финансовых бюджетах наших сотрудников должна, в среднем, сравняться с долей преподавания. Вот – место науки в вузе. Управлять же наукой невозможно, а вот вести научную политику нужно обязательно.
—И как Вы это делаете?
—Державинские гранты выделяем. Есть немного региональных вузов, где, вопреки общему тренду на экономию средств, готовы финансово поддерживать исследования в своих стенах. Наша ближайшая задача – повышение грантоспособности научных коллективов и развитие студенческой науки.
— Что для вуза сейчас международная деятельность?
— В рейтинге вузов по версии агентства «Интерфакс» по критерию «Интернационализация» ТГУ с 2015 по 2017 годы буквально взлетел со 110 места на 23. В 2015 году у нас обучалось 1700 иностранцев, а в 2017 – почти 2400.
— Все так безоблачно?
—Проблемы есть, как и во всем. Например, количество иностранных студентов растет столь быстро, что мы испытывали и испытываем напряжение, вызванное недостатком аудиторных площадей, общежитий, эффективных методик преподавания, преподавательских кадров.
Кроме того, чтобы в Тамбове удерживать статус системообразующего вуза, нужно иметь мировой уровень. Но для реализации такой задачи всем нам надо выучить, как минимум, английский язык. Через какое-то время тот, кто не понимает такой простой истины, не сможет выдержать конкуренции.
Чтобы находить пути решения проблем, надо очень серьезно заниматься международной политикой, находить прорывные направления. Недавно ездил в Китай, в Циндаосский государственный университет, и лишний раз убедился, насколько прямые отношения с крупным университетом могут расширить перспективы сотрудничества со страной. Тем более, такой, как Китай. Кстати, исходя и из этой целесообразности, я возглавил Тамбовское региональное отделение Общества российско-китайской дружбы.
—В заключение очень коротко обозначьте Ваши самые яркие, запоминающиеся победы как ректора вуза.
—Первое. Финансы. Мы вышли из пожарного режима. Впервые за несколько лет кризиса у вуза стабильный бюджет.
Второе. В апреле этого года Державинский университет посетила министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева. Говорю об этом как о репутационном достижении университета.
Третье. О репутации университета. Она является, без преувеличения, нашей самой большой нематериальной ценностью. Мы ее, я считаю, укрепили. Разными способами добились того, что атмосфера улучшилась. Самое главное, мы не декларировали, а проводили корпоративную политику, не говорили о корпорации, а хоть что-то делали для ее физического появления.
Четвертое. Международка. ТГУ стал участником федерального проекта по развитию экспорта образовательных услуг. Это решение министерства образования и науки. Мы смогли продемонстрировать, что Державинский достоин быть в пуле вузов, в массовом порядке готовящих иностранных студентов. В проект вошли всего лишь 39 вузов страны: среди них МГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, ряд других национальных исследовательских и федеральных университетов.
Пятое. Открытие военной кафедры. Мы приглашали в университет представителей Минобороны и смогли доказать, что вуз имеет необходимый потенциал для организации военного образования. Я выступал на коллегии Минобороны, демонстрировал Сергею Шойгу наши возможности. Мы стали одним из немногих вузов в России, где будет военная кафедра. Соответствующее распоряжение Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 2790-р подписано Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Впереди более сложная задача – создание военного института.
Шестое. Симуляционный центр. Он крайне необходим для современного медицинского образования. На фоне экономического кризиса мы смогли добиться выделения нам нескольких десятков миллионов государственных субсидий. И смогли в кратчайшие сроки создать этот центр с нуля.
Седьмое. У нас произошли очень яркие события в социальной сфере. Мы приобрели «Антей». Наши команды добиваются превосходных спортивных результатов российского и европейского уровней. Представьте себе сейчас тамбовский спорт без Державинского. Вспомните нашу команду КВН «Проигрыватель»… Кто мог представить, что в Державинском будет такой коллектив?
— Спасибо. А давайте в финале сыграем суперблиц.
— Давайте.
— Закончите фразу. Главным двигателем человеческого развития в XXI веке будет…
— Интеллект.
— Роль университета в региональном сообществе вам видится…
— Тотальной.
— Почему?
— Потому что мы – везде. Мы – ключевой социальный институт региона и нам от этого никуда не уйти. Даже если захотим, не получится.
— Откровения двухлетия для Вас – это…
— «История ТГУ», пожалуй.
— Что нового открыли для себя?
— Из главного – нам в следующем году 100 лет и у нас грандиозная история.
— Чем университет должен дорожить более всего?
— Человеком университета и собственной репутацией.
— Пеле или Марадона?
— Пеле. Или Марадона. Я не застал играющего Пеле, да и Марадону мало помню. Сейчас царит Месси – современный Пеле. Нет, скорее – современный Марадона.
— «Барселона» или «Реал»?
— «Спартак».
— Надаль или Федерер?
— Федерер.
— «Пинк Флойд» или «Ледзеппелин»?
Едва ли они. Для меня музыка – фон, релакс. Люблю что-то очень спокойное.
— «Проигрыватель» или «Уральские пельмени»?
— «Проигрыватель», разумеется.
—ХК «Держава» или ХК «ЦСКА»?
Будем бороться и посмотрим. Все, спасибо. А то и так планка преобразований зашкаливает.
— Спасибо за откровенный разговор.
Из-за президентских выборов
С полученными травмами женщину доставили в больницу
На углу Мичуринской и Пензенской
Мальчика спасали сотрудники МЧС
За первые три дня
Для этого нужно сдать макулатуру
И организовали работу оперштаба
В этом году её приурочили к Крымской весне