14761
14.08.2023

Нашествие бессмысленности: миф или реальность современности

Евгений Уваров

доктор психологических наук, профессор ТГУ, член Профессиональной психотерапевтической лиги

В современном обществе практически каждому человеку не понаслышке известно, что такое состояние необъяснимой тревоги, чувство психологического дискомфорта, ощущения потерянности и одиночества, которое все чаще переключает нас на размышления о смысле жизни и даже порой на вопрос, который задавал французский философ Сартр – «стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой». Увы, подобные размышления не редкость в наше время. 

Такое явление имеет свое название – экзистенциальный кризис. Разобраться в сути этой проблемы, понять, как избежать «встречи» с ней или как ее преодолеть, интернет-журналу «448 вёрст» помог заведующий кафедрой психолого-педагогического и социального образования ТГУ имени Г.Р. Державина, доктор психологических наук, профессор, член Профессиональной психотерапевтической лиги Евгений Алексеевич Уваров.

Что же такое экзистенциальный кризис?

Примерно около ста лет назад Зигмунд Фрейд сказал, что у каждого времени – свой невроз. Во времена родоначальника психоанализа и начала практической психологии, бытовало мнение, что если человек начинал задумываться о смысле жизни, то это был первый звонок проявления психологического недуга (не надо путать с психическим). 

Спустя полвека все кардинально изменилось в жизни, и произошли изменения в психологии. И уже другой, весьма известный и не менее знаменитый, чем Зигмунд Фрейд, австрийский психотерапевт Виктор Франкл, к слову, основатель логотерапии (буквально - лечение смыслом), выявил причину возникновения душевных неурядиц современного человека. Он пришел к выводу, что проблемой внутренних катаклизмов человека является потеря смысла жизни и все, что этому сопутствует. 

В полной мере с экзистенциальным кризисом человечество столкнулось в 50-е годы прошлого века. Прямого перевода «экзистенциального кризиса» нет. По сути – это кризис существования человека. К Франклу, как к психотерапевту, начали обращаться молодые люди, в основном, студенты весьма престижных университетов с проблемой ощущения бессмысленности жизни. «Пустота, апатия, ничего не радует, не вижу никакой цели в жизни». Крайним вариантом проявления такого рода размышлений были депрессии и даже суициды. С тех пор прошло 60-70 лет, и сейчас этот кризис набрал настолько серьезные обороты, что остановить его представляется весьма проблематичным. Все попытки каким-то образом повлиять на жизненные явления, с которыми ежеминутно сталкивается человек, пока не увенчиваются успехом. К слову, по статистике эпидемия психологических проблем стоит на третьем месте после заболеваний сердца и онкологии, и, по мнению ряда ученых, уже в нашем веке займет лидирующее положение в иерархии отклонений и заболеваний. 

С чем это связано? В чем причина? Встречался ли человек в прошлом с такого рода проблемами? 

Дело в том, что человеку всегда жилось очень непросто. Часто можно услышать «А вот раньше…». Да, раньше и небо было светлее, и вода вкуснее… Чушь это все! Это всего лишь наше субъективное восприятие. Жизнь человека, это действительно мгновение между тем, что тебя еще нет, и тебя уже нет. Человеку свойственно во многом идеализировать прошлое и тревожиться о будущем. Так мы устроены. Если, к примеру, обратиться к позднему средневековью, в частности почитать Йохана Хёйзингу, голландского историка прошлого века, то становится понятно, что современный человек в тех условиях просто не выжил бы. Начнем с того, что тогда была колоссальная смертность и, в первую очередь, детская и материнская. Средняя продолжительность жизни была 30 лет! Это вечный холод, голод, эпидемии и страх за свою жизнь. Нам сложно сейчас представить, что человек мог мыться два раза за свою жизнь – когда рождался и когда умирал. Чтобы согреться, ему надо было приложить колоссальные усилия по заготовке дров и прочего. Пища тоже не изобиловала не только по качеству, но даже по количеству. Но люди приспосабливались, адаптировались к тем условиям, в которых им приходилось жить. 

Дело в том, что развитие человечества не проходило равномерно и плавно: резкие взлеты сменялись не менее резкими и порой катастрофическими спадами. Человечество на всем протяжении своего становления проходило через стадии кризиса. Первая, наиболее заметная стадия, если верить антропологам, была связана с тем, что человек от охоты и собирательства перешел к земледелию. Этот переход привел к тому, что он даже физиологически изменился: мышечная масса у него стала больше, ноги стали короче. Женщинам, в частности, стало сложнее рожать. Почему? Центр тяжести изменился. Это был колоссальный кризис в мировоззрении человека, который изменил весь его жизненный уклад.  

Второй кризис уже ближе к нам и связан с переходом от патриархального уклада жизни к индустриальному обществу. То есть, это начало современного капитализма и урбанизации, что привело к массовости, объединению в социальные группы, разрушению традиционной семьи и изменению взаимоотношений между индивидом и обществом. Кстати, в последующем из массовости вызрело такое явление как массовое сознание и технологии по управлению им. Последнее, во всей своей красе мы наблюдаем в наше время.  

В настоящее время мы претерпеваем третий критический момент своего развития – так называемый, экзистенциальный кризис или кризис бытия. Сейчас меняется абсолютно вся мировоззренческая парадигма, которая по нисходящей обрушивает прежнее традиционное миропонимание и деформирует личность человека. Человечество столкнулось с тем, что горизонт событий приблизился настолько близко, что его можно потрогать руками. Горизонт событий – это то, чему мы можем найти объяснение и что мы можем прогнозировать, то есть перспектива существования. Мы субъективно не можем прогнозировать даже близлежащие события, увы, мы не знаем, что будет завтра. Такая непредсказуемость и беспомощность у человека вызывает тревогу, страх и состояние безнадежности. Мы живем в постоянно меняющемся потоке жизненных явлений. Перед глазами человека выстраивается не четкая череда событий, а всего лишь фантомный след. Поскольку человек не может управлять этим хаосом, не в состоянии объяснить закономерности его движения, то он переходит на другой уровень психического функционирования. Часто для самосохранения включает реликтовые, то есть древние защитные механизмы своего существования – иррациональные по своей сути, опирающиеся на эмоции и отключающие разум.  

Другой момент, влияющий на нашествие жизненного кризиса, это глобальность мира, когда даже мельчайшие события где-то там далеко самым непосредственным образом влияют на нас, и мы начинаем «вариться во вселенском бульоне». Двести лет назад мало кто знал, где находится Дамаск. Да что Дамаск, значительная часть на протяжении своей жизни не выезжали за пределы своего села.  

Каковы, на ваш взгляд, механизмы происходящего?

Думаю, в основу следует поставить глобальное и общее, от которого как лучи начинают разбегаться проблемы, то есть некий источник, первопричину. При этом следует оговориться, что это глобальное для человека часто бывает незаметно, по той причине, что мы находимся внутри происходящих процессов. Сейчас по большому счету происходит разрушение европейской цивилизации, не технологическое, конечно, а духовное, мировоззренческое. В свое время христианская цивилизация, которая была построена на древнегреческих и древнеримских традициях, начала доминировать во всем мире.  Европейский технократизм, рациональность, передовые технологии, культура, искусство – все это распространилось по всему миру, формируя, соответственно, повсюду европейское миропонимание. А сейчас начинается обратное схлопывание, так называемый «имплазивный взрыв».  Имплазивный взрыв – это сродни взрыву вакуумной бомбы. То есть сначала ударная волна раздвигает все во вне, затем все устремляется во внутрь, в одну точку, заполняя пустоту. Попросту говоря, взрыв наоборот. Все это сопровождается процессами разрушения, хаоса и вызывает непредсказуемость. К сожалению, происходящее остановить в настоящее время не представляется возможным. Пока этот процесс не закончится, мы так и будем жить в неустойчивости – социальной, психологической, личностной. Поэтому, когда псевдооптимисты говорят: «Завтра все будет хорошо и ладненько», – я в это не верю. Не будет. Но паниковать не стоит, просто к этому надо отнестись как к данности и выстраивать свою жизнь в этой данности.  

И все же почему наша цивилизация закачалась и потащила за собой человека? 

Одной из причин, по моему мнению, является то, что во времена Ренессанса общество поставило во главу всего конкретного человека, его индивидуальность и неповторимость. До того момента человек был всего лишь вещью и во многом зависел от внешней среды. Природные стихии, которым он не находил разумного объяснения, он наделял сакральным божественным смыслом. С развитием науки и началом эпохи Просвещения все кардинально изменилось. Главной идеей эпохи Просвещения стал гуманизм, любовь к человеку. Человек отодвинул в сторону Бога, то есть произошла десакрализация. Человек стал главным мерилом и главной ценностью общества. Он вкусил плоды свободы и независимости, но, одновременно, должен был нести полную ответственность за свою жизнь и за все то, что с ним происходит. Уже невозможно было сказать «как Бог даст». Но несмотря на гигантский прорыв в науке и объяснении мира, человек оказался не в состоянии ответить на сакраментальные вопросы. К примеру, мы до сих пор с точки зрения науки не знаем точно, как появился человек. С точки зрения психологии, мы не знаем, как появилось сознание. А самое главное, зачем? Появление сознания позволило человеку увидеть будущее, начать мечтать, фантазировать, строить планы. Человек живет настоящим, но смотрит в будущее, которое всего лишь ожидается. Наступит оно или нет – неизвестно. Естественно, это вызывает тревогу, страх перед необъяснимостью. Все это ставит человека в уязвимое положение. Фридрих Ницше сравнивал корову, пасущуюся на лугу, с человеком. И приходил к выводу, что корова живет более счастливой жизнью, нежели мы с вами. Животное живет настоящим, не ведая, что будет завтра. У человека все намного сложнее, он пытается выстроить свою жизнь и на завтра, и на послезавтра. Мы находимся в своеобразном ядре, в сгустке часто непонятного и необъяснимого. И это вызывает у человека тревогу, что и приводит к экзистенциальному кризису, к потере смысла жизни. Если я не знаю, куда и зачем я иду, что мне делать, какое решение принять, в какую сторону двигаться и т.д.

Разумеется, это все сопряжено психическим напряжением и последующим выгоранием самой сущности человека, истощением его внутренних резервов. К примеру, сейчас десятки миллионов людей больны депрессией. Зашкаливающая агрессия, пугающая статистика суицидов среди детей, подростков и молодежи, особенно в нашей стране. У нас сотни тысяч социальных сирот. Но по статистике 95% из них имеют хотя бы одного биологического родителя в живых. После войны не было такого уровня сиротства. Кроме того, отчуждение, одиночество, эгоизм, нарциссизм, инфантилизм: все это приводит к ощущению наступившего психологического безумия. Причем не отдельно взятого человека, а общества в целом. И эта эпидемия продолжает распространяться. 

Фото: Facebook.com, womanadvice.ru

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Другие материалы автора:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.