1700
18.05.2018

«Мужество быть»: о внутренней пустоте, одиночестве и отчуждении современного человека

Пару недель назад интернет-журнал «448 вёрст» делился со своими читателями экспертным мнением доктора психологических наук, профессора ТГУ имени Г.Р. Державина, члена Профессиональной психотерапевтической лиги Евгения Алексеевича Уварова о проблеме экзистенциального кризиса. Выяснилось, что такая проблема в наше время далеко не редкость. Люди страдают от экзистенциального кризиса повсеместно. Мы решили копнуть чуть глубже и поговорить конкретно о человеке и его проблемах.

— Евгений Алексеевич, исходя из выводов, сделанных нами в прошлой беседе, получается, что люди в большинстве своем невротики? И всем нужна психологическая помощь? Насколько глобально распространен экзистенциальный кризис?

Думаю, записывать всех в невротики было бы делом опрометчивым. Но, вне всякого сомнения, мы живем в век глубинной тревожности, глобального отчуждения и внутренней пустоты. Никто никому не нужен, а если нужен, то не по факту безусловного принятия человека, как, к примеру, мать принимает своего ребенка, а для какой-то цели. Человек отчужден от других и, что особенно тревожно, от самого себя. При нашей кажущейся повсеместной коммуникации, когда значительную часть своего времени мы находимся в социальных сетях и взаимодействии, не наблюдается глубины этого взаимодействия. Мы скользим по вершкам, не затрагивая глубину чувств. А что там в глубине: эмпатия, сопереживание, участие, милосердие… Очень часто человек всего-навсего выполняет какие-то придуманные или навязанные роли и носит разного рода социальные маски. К примеру, заботливый политик, любящий человек, эффективный управленец. Такого рода игры, в которые мы играем по своему сценарию или по сценарию, написанному другими, как раз и приводят к отчуждению и жизненной выхолощенности.

— На что влияет это отчуждение?

Отчуждение как явление имеет комплексную природу и поэтому влияет на очень многие процессы в жизни человека и на самого человека. Особенно на высшие личностныепроявления: справедливость, человеколюбие, сострадание, патриотизм ит.д. Вспоминаются слова Игоря Губермана: «Слой человека в нас чуть-чуть напылен зыбко и тревожно. Легко в скотину нас вернуть, а вот обратно очень сложно». Экзистенциальный кризис в первую очередь как раз и разрушает эту высшую надстройку.А если эти качества убрать, человек становится другим. Он превращается в иного, в кого угодно, но не в человека в традиционном понимании. Когда нам нет дела не до конкретного человека, не до того, что он делает, нет дела до самих себя, мы отчуждены. Это вызывает эффект пустоты, эффект звучащей раковины на берегу океана, когда форма есть, а содержания нет. Пустота.

Это приводит к другому весьма печальному явлению в нашей жизни – одиночеству.

— А что такое одиночество?

Современное одиночество можно рассматривать не только и не столько с точки зрения уединенности и стремления к внутреннему покою, а как психологическую патологию. Это когда человек превращается в ничто, у него внутри пустота и вокруг пустота.  Он превращается всего лишь в безымянную, безжизненную тень и просто выполняет некоторые ритуалы. Человек всегда играет социальные роли, поскольку является социальным существом и без социальной адаптации он не стал бы тем, кем является. Но сейчас все больше и больше роли становятся вычурными, по сути, нежизненными, а носимая маска приобретает порой отталкивающий вид. Увы, человек не всегда это замечает, маска настолько прилипает к лицу, что он ее, во-первых, не замечает, а, во-вторых, она его заменяет по содержанию. Он начинает вести себя бессодержательно, выполняя какую-то определенную функцию. Вот таких пустых, «плоских» людей сейчас очень много. Это носит уже массовое явление. И эта безликая масса, серость начинает доминировать и устанавливать свое миропонимание,диктовать свои условия другим, навязывая образ жизни, образ мысли, образ поведения.

— Как сосуществовать с такими людьми?

Человечество неоднородно: есть и одно, и второе, и третье. Это нормально и закономерно. Это было всегда. Если бы человек был идеален, то мы бы не опустились на грешную землю, а ходили с нимбом над головой в Эдеме, не заботясь о хлебе насущном. Жизнь – это всегда борьба противоречий. Поэтому ответ на вопрос «как сосуществовать?» весьма прост и одновременно банален.  Жить своей жизнью. Быть собой и не более. Да, порой бывает сложно. Да, в силу своей социальности мы часто идем в общей колее. Но если мы хотим иметь свое лицо, то из этой колеи следует периодически выходить, чтобы посмотреть, куда идем. Не исключено, что идем на заклание – духовное, нравственное, да и физическое. Кто сказал, что жизнь – это увеселительная прогулка?

— Как в подобных ситуациях человеку может помочь психолог?

Если человек приходит к психологу и спрашивает, как поступить в той или иной ситуации, какое решение принять, как разрешить ту или иную проблему, психолог по определению не может давать советы. Если специалист начинает навязывать свой диктат и свое видение пути, по которомуследует идти клиенту, то это первый признак непрофессионализма. Психолог не может выполнять функцию костыля или реанимационной маски. Человек должен дышать самостоятельно и принимать решение сам. Другое дело, что психолог должен подвести к принятию решения, помочь раскрыть проблемную ситуацию, оказать содействие в подборе красок и выборе пейзажа. А картину, повторюсь, человек должен писатьсамостоятельно. Часто при обращении клиенты бывают в весьма плачевном состоянии, с точки зрения психологии, конечно.  У человека с проблемой часто присутствует так называемый эффект суженного сознания. Он погружается в проблему, концентрируется на каком-то негативе, тем самым «надевает» очки, которые искажают действительность. Через них он начинает смотреть на мир, и мир видится ему через его ложные убеждения, мысли и т.д. Они становится для него реальностью, которая тревожит, напрягает.

— Как выйти из этого положения?

Психолог как раз и пытается помочь снять или, в крайнем случае, протеретьэти очки, чтобы человек посмотрел на мир и на себя другими глазами и принял решение, которое его удовлетворяет. Это весьма сложно, но возможно. В первую очередь при безусловном желании человека, обратившегося за помощью, разрешить собственную проблему. Дело еще осложняется тем, что работа с человеком весьма сложна, потомучточеловек сам по себе уникален и каких-то общих рецептов, пригодных для всех, не существует. Для каждого человека при необходимости должен подбираться свой арсенал психологических средств и методов.  Особенно наглядно это проявляется, когда человек обращается с тем вопросом, который мы обсуждаем – вопрос смысла жизни и эффективной вписанности человека в современную действительность.  

— Вывод: как бороться с кризисом смысла жизни?

Во-первых, следует понимать, что любой кризис, любое противоречие рано или поздно приводит к новому росту, новому качеству и обновлению.

Во-вторых, я все-таки убежден, что изначально в человеке заложено добро. Человек способен своим стремлением к созиданию, образом жизни, своими действиями, поступками менять мир и самого себя в лучшую сторону. Конечно, многое зависит от ситуации. Но тем не менее. Для него всего лишь необходимо создать условия для жизненного роста, выстроить мотивационное пространство и оказать содействие в выборе пути, по которому он начнет движение. Именно этим занимается практическая психология, по крайней мере, ее экзистенциальная составляющая.  

В-третьих, есть такое понятие как «мужество быть», которое исходит из аутентичности человека, то есть признания за собой права –быть самим собой. Не флюгером, вращающимся в зависимости от конъюнктуры и ситуации, а именно человеком, способным к выстраиванию собственного жизненного пути, способным, в случае необходимости, выйти за красные флажки.   Мужество быть – это всегда очень сложно. По большому счету – это мужество быть человеком. А кто сказал, что жизнь – это просто?

— Есть ли какие-то рекомендации как действовать, принимать решение в состоянии тревоги или стресса?

Если я скажу вам, что не надо поддаваться панике, то это будут всего лишь слова.  От них тревожность не снизится, а стресс не исчезнет. Следует понимать, что любой стресс вызван внешним фактором, который приводит к изменению эмоционального состояния. Эмоции, прежде всего негативные, выполняют защитную функцию, они нас спасают от угрозы или указывают на ее присутствие. Они требуют от человека мгновенных, порой, казалось бы, нелогичных и иррациональных действий. Поэтому иногда можно применять то, что называют «эффектом трех секунд». Когда в состоянии острого стресса что-то нужно ответить,быстро сделать и т.д., но эти действия сопряжены с негативными последствиями, то необходимомедленно сосчитать до трех или сконцентрироваться на пятом ударе сердца. И только потом принимать решение – говорить, бить или бежать. Этого времени вполне достаточно, чтобы мозг включился в процесс и начал контролировать наше поведение. Просто, но поверьте, весьма действенно.

Фото: Facebook.com, rosa-tv.com

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.