3171
24.12.2019

Работа детских домов Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны

Проблема военного детства является составной частью общей истории Великой Отечественной войны, и ее исследование способствует пополнению знаний, созданию масштабной и объективной картины испытаний военных лет, пережитых советским народом, в особенности детьми, сполна разделившими наравне со взрослыми тяготы военного лихолетья.

В довоенное время в Тамбовской области насчитывалось 16 детских домов с 1600 детьми. С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость открытия новых детских домов и детских садов в Тамбовской области – прежде всего, из-за прибытия эвакуированного из западных регионов СССР населения. 7 июля 1941 года областным комитетом ВКП(б) было принято решение организовать прием детей без родителей в детские дома, дома матери и ребенка или на патронирование. 

Л. Протасов (первый слева, сидит) среди воспитанников яслей перед эвакуацией в Тамбовскую область (1941 г., г. Воронеж)

Большой проблемой стали беспризорные дети. В октябре 1941 года было отправлено особое циркулярное письмо Тамбовским облоно для учета безнадзорных детей в возрасте до 15 лет включительно, но ликвидировать беспризорность не удалось. Даже в областном центре вплоть до конца войны были безнадзорные дети – либо беженцы из других областей, либо сбежавшие из детских домов. Так, даже в 1944 году только работниками милиции было задержано за безнадзорность в пределах города Тамбова 1200 детей, из них 795 учащихся и 405 не учащихся. Всего по области за этот период было задержано за безнадзорность 1795 учащихся и 480 не учащихся (всего 2275 человек). Проблема беспризорности усугублялась тем, что ВЛКСМ не помогал искать детей. Так, несмотря на неоднократные обращения милиции в Тамбовский горком о выделении комсомольцев для изъятия безнадзорных детей с рынков и улиц города, ни один комсомолец не принял участия в этой большой и почетной работе.

Было решено открыть 4 детских дома на 500 человек и 17 детских садов на 725 человек, а также увеличить численность групп в существующих детских садах из расчета на 775 человек. В то же время на местах постановление исполнялось недостаточно: так, детдома и детсады разместили в неприспособленные для зимы помещениях, они не были обеспечены ни топливом, ни продуктами, ни одеждой. Положение усугублялось тем, что у ряда руководителей эвакуированных детских домов было «чемоданное настроение»: они в 1941-1942 годах рассчитывали на дальнейшую смену своего расположения – либо дальнейшую эвакуацию, либо возвращение на прежнее место – и поэтому не принимали должных мер к созданию всех удобств для детских домов (обеспечение оборудованием, обзаведение хозяйством, строительство надворных построек и так далее).

Личная карточка эвакуированного Фимы Сольца (1943 г.)

В отдельных случаях детдома не получали ни грамма круп и жиров. В детском доме с. Екатеринино Никифоровского района завтракали, обедали и ужинали только картофельным супом и хлебом. Часть продуктов расхищалась при распределении: в частности, директор сабуровского детдома заявил прокурору, что не было получено 30 кг отпущенных сельдей, но это осталось без последствий.

Особенно в тяжелых условиях находились эвакуированные дети в Даниловском детдоме Большепадовского сельсовета. На январь 1942 года там в семи комнатах площадью 175 квадратных метров было размещено 139 детей. Столовой, прачечной, изолятора не было. Кухня и баня не отремонтированы, не утеплены и не оборудованы. Постельного белья было достаточно, но оно не стиралось. Мыла почти не было. 

Не всегда сами воспитатели соответствовали своему призванию. Так, в тулиновском детском доме завуч, и.о. директора Живоженко не занимался устройством быта, в результате чего дети спали по 5-7 человек в койке и нерегулярно питались. Сам завуч тем временем по 8 дней находился в Тамбове, живя у себя на квартире.

Но в большинстве случаев директора и воспитатели стремились улучшить условия сирот. Многие дети были охвачены соцсоревнованием. Действовали различные самодеятельные и учебные кружки. 

Зачастую из-за разгильдяйства транспортников дети подолгу находились на пересадочных пунктах. Так, утром 2 сентября 1941 года на вокзал Тамбова прибыло 23 ребенка, и вместо того, чтобы быстро отправить их по назначению в Знаменский район или хотя бы разместить их в эвакуационном пункте до прибытия поезда, накормив и дав им отдых, дети около 2 суток валялись на голом полу на вокзале. 

Клуб «Знамя труда» ТВРЗ, где в 1941-1942 гг. располагался пересыльный эвакопункт

Бюджетных детских домов не хватало, и сверх них было открыто 15 детских колхозных домов, с шефством колхозников над ними. На лето 1943 года в бюджетных детдомах было 4285 человек, а в колхозных – 987 детей. В том же 1943 году была открыта детская трудовая колония в селе Вяжли на 350 человек. За счет рабочих в Котовске был организован и достаточно хорошо оборудован детский дом на 50 детей-сирот. 

В целом в 1941 году в Тамбовскую область были эвакуированы 12 детских садов с 510 детьми. Из них 7 детсадов с 278 детьми были реорганизованы в интернаты, т.к. дети прибыли без родителей. 

На 11 ноября 1942 года, т.е. в период пика продвижения вермахта в южные районы РСФСР, в Тамбовской области имелось 44 детских дома, в том числе 23 эвакуированных и 3 вновь организованных из детей-одиночек, оставшихся по той или иной причине без родителей. В детских домах имелось 4525 детей, из них эвакуированных – 2518 человек. Остро не хватало топлива, одежды (теплой одеждой и кожаной обувью дети были обеспечены лишь на 20%), мыла (в Караульском детдоме в течение трех месяцев белье мылось исключительно щелоком, и на белье детей были вши). В мае-июле 1942 года питание было исключительно плохим, отсутствовали нормы для отпуска продуктов на каждого ребенка.

Воспитанники Кирсановского, Уметского и Караульского детдомов, эвакуированные из Смоленской области и гг. Москва, Ленинград (1943-1944 г.)

Несмотря на коренной перелом в войне, в 1943 году по отдельным категориям (чулки и носки, хлопчатобумажные ткани, нитки) резко сократилось промтоварное снабжение детских домов. Не хватало одеял, кожаной обуви, валенок, посуды. Зачастую обувь, получаемая за счет распределения, не соответствовала возрасту детей (была большого размера) и имела низкое качество (например, брезентовые туфли). В конце войны продолжалась нехватка возможности отоваривания даже существующих фондов. Например, за первое полугодие 1945 года согласно фондам детские дома должны были получить 180 тысяч метров мануфактуры, а получили только 20 тысяч – в 9 раз меньше. 

В то же время в тетрадях к 1943-1944 годам детские дома уже не так нуждались, однако в целом в Тамбовской области продолжалась серьезная нехватка тетрадей и в 1944 году из-за того, что саратовская тетрадная фабрика, с которой должны были поступить тетради, не работала. Несмотря на нехватку тетрадей, учебников, наглядных пособий, парт, успеваемость была удовлетворительной. Там, за 1944-1945 учебный год из обучавшихся 4850 воспитанников 302 человека остались на второй год, 92 получили испытания на осень, а 194 человека получили похвальные грамоты. 

Большое внимание уделялось трудовому обучению. Оборудования в мастерских крайне не хватало, в части детдомов их не было, однако дети трудились в подсобных хозяйствах и при самообслуживании. 

Воспитанники Кирсановского, Уметского и Караульского детдомов, эвакуированные из Смоленской области и гг. Москва, Ленинград (1943-1944 г.)

С апреля 1943 года вновь резко ухудшилось питание детдомовцев. В большинстве случаев детей кормили тюрей из муки. К 1945 году ситуация с питанием в целом нормализовалась, однако были случаи, когда мясо отпускалось заменителями с белковым содержанием. Например, в первом квартале 1945 года дошкольному детдому Гавриловского района вместо 213 кг мяса отпустили 17 кг сала, 300 яиц и 12 кг яичного порошка, а дошкольному детдому им. Энгельса в Моршанске вместо 458 кг мяса выделили 185 кг мяса, 90 кг мясных отходов, 24 кг колбасы, 135 кг камсы и 8 кг яичного порошка. 

Лучше всего кушали дети в тех детских домах, в которых было развито подсобное хозяйство. Их площадь в годы войны постоянно расширялась: так, если в 1942 году посевная площадь подсобных хозяйств в детских домах была равна 272 га, то в 1943 году посевная площадь увеличилась до 823 га, в том числе луговой земли 59,5 га и садов 27,5 га. В 1943 году детскими домами было посеяно 213 га хлебных культур, 103 га крупяных, 176 га картофеля и овощей и 48 га масляных культур. Развивалось и животноводство: на 1 декабря 1943 года в детских домах было 145 коров, 152 овцы, 88 свиней, 20 кроликов, 78 лошадей.

В столовой детского дома колхоза им. В.И. Ленина Кирсановского района (1940-е гг.)

Всё активнее в годы войны помогала детским домам общественность (предприятия, колхозы и совхозы), прежде всего в ремонте, заготовке топлива и обеспечении продуктами. В ряде районов были организованы опекунские советы: так, в Токаревском районе колхозами было завезено в порядке шефства 46 центнеров пшеницы, 30 центнеров ржи, 10 центнеров гороха, 15 центнеров проса и 10 центнеров овощей. Райпотребсоюз покрыл масляной краской окна, двери, завез стекло и сделал 3 ведра. Аналогиченая работа опекунских советов проделана в Лысогорском, Полетаевском, Платоновском, Кирсановском и других районах.

К концу войны большую помощь детдомам стали оказывать воинские части. Так, детдомам №№ 3 и 8 было заготовлено 160 кубометров дров, отремонтировали детдом № 6, дошкольный дом глухонемых. Красносвободненскому детдому воинская часть накосила сено и скосила урожай с подсобного хозяйства.

Удалось решить проблему заболеваемостей. Если в 1942 году неоднократно регистрировался тиф, то в 1944 году не были ни одного случая этой болезни. Детские дома обеспечивали детей мытьем в бане 2-3 раза в месяц, меняя нательное и постельное белье. Регулярно проводились медосмотры, благодаря чему за 1944 год было всего 8 случаев смертей в детдомах на 6400 человек. 

Коллектив воспитанников и работников детского дома № 5 г. Тамбова (9 июля 1945 г.)

Таким образом, основные проблемы размещения и обеспечения сирот в годы Великой Отечественной войны удалось решить. Подавляющая часть воспитателей и медицинского персонала благодаря самоотверженному труду, зачастую оставаясь по нескольку месяцев без зарплаты, заботилась о физическом и духовном здоровье детей.

Статья подготовлена в рамках проекта «Детство, опаленное войной», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект №: 19-1-014350).

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.