2934
25.12.2019

«Школьная» повседневность тамбовской молодёжи в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война серьезно изменила жизнь граждан СССР. Постоянное ощущение страха, потеря значительных территорий в ходе войны, эвакуация промышленных предприятий и людей серьезно отразились на жизни советского общества. Увеличение количества рабочих часов, тяжелые условия труда, ограниченность в питании и продуктах первой необходимости, введение карточной системы, изменения в работе государственных учреждений (детских садов, школ, больниц и т. д.), коммунальных служб и транспорта серьезно влияли на изменения городской и сельской повседневности. 

Особое внимание со стороны государства уделялось ребенку, его обучению и воспитанию. Именно ребенок становился маленьким гражданином великой и могущественной страны, ему необходимо было стать настоящим идеальным советским человеком. Ключевую роль в воспитании подрастающего поколения выполняла школа, которая позволяла не только давать детям знания по различным предметам, но и оберегала их от влияния улицы с помощью внеучебной деятельности. 

До начала Великой Отечественной войны школы Тамбова работали в 2 смены (в селах во вторую смену учились 38,3% всех учащихся). Многие классы имели недостаточную площадь на одного ученика: в среднем 0,99 м2, когда в то время полагалось 1,25 м2 площади. Недостаточно было учебников (76,6% по плану заказа) и наглядных пособий.

На уроке анатомии в Красносвободненской семилетней школе (1940 г.)

Школы городов Тамбовской области больше, чем другие культурно-просветительские учреждения и организации, испытали на себе влияние войны. Это, прежде всего, сказалось на их материальном обеспечении. Как правило, школьные здания в первые дни войны были заняты под госпитали, а сами школы оказались выселенными. Большинство школ много раз переезжали из одного здания в другое, и за это время естественно растеряли и поломали значительную часть своего оборудования и мебели, наглядные пособия. Библиотеки многих школ с начала войны также были переданы госпиталям. Учащиеся оказались лишенными возможности пользоваться художественной и другой литературой в своей школе. Работа в три смены без достаточного освещения, крайняя теснота помещений, бедность и жалкое состояние Дома пионеров в Тамбове и его отсутствие в других городах области создали большие трудности в организации и проведении внеклассной работы с учащимися.

Уход преподавателей на фронт, перевод педагогов в другие районы, высокая смертность населения приводили к дефициту кадров. Один учитель, помимо своего предмета, мог вести еще 3–4 дополнительных. Случалось и так, что учителями становились не специалисты, а обычные люди, желающие помочь школе. В сельских школах один педагог мог вести все предметы.

Немалую трудность представляло обеспечение школьников учебной литературой. Книг не хватало, бывало, что в классе было четыре-пять учебников, которые передавались из рук в руки. Так, на август 1942 года план закупки учебников был выполнен лишь на 68%, тетрадей было на базах 150 тыс. вместо требуемых 4 миллионов. Не было письменных принадлежностей.

Но самой главной проблемой, обострившейся в годы войны, стала низкая посещаемость школы учащимися. 1 сентября 1941 г. в области насчитывалось 1833 школы с количеством учащихся 208 558 человек, но уже к середине ноября число работающих школ сократилось до 1769, количество обучающихся составило 206 587. В декабре из школ выбыло (по разным причинам) около 90 тыс. учеников. 

Основными причинами отказа детей от обучения были отдаленность школ от населенных пунктов, занятость детей в сельском хозяйстве и на производстве, нехватка одежды и обуви для посещения ребенком школы, недостаточное питание.

Причины срыва всеобщего образования в военное время объясняли необходимостью сначала помочь фронту, а только потом думать об образовании. Партийные пропагандисты, в свою очередь, настаивали на другом. «Как бы мы ни были поглощены войной, – писала газета «Правда», – забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени. Никаких ссылок на военную обстановку». 

Если в городских школах учебный год начался 1 сентября, то в сельской местности, из-за развернувшейся уборочной кампании, обучение было перенесено на 15 октября.

Местные организации занимались поиском новых площадок для проведения уроков, открывались школы и дополнительные классы. Было определено количество детей школьного возраста с учетом эвакуированных, после чего в школы РСФСР были возвращены 360 тыс. детей. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность принимали активное участие в борьбе за вовлечение учащихся в школу и тем самым помогали ее укреплению. В 1943 г. произошли изменения в системе образования – вводилось раздельное обучение, а с 1944 г. – обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это позволило ликвидировать разрыв между детским садом и школой, но в результате большинство школ были вынуждены работать в две и три смены.
За годы войны в учебных планах средних школ произошли существенные изменения. По решению Наркомпроса РСФСР было увеличено время для военно-физической подготовки на 412 учебных часов за счет сокращения некоторых общеобразовательных предметов – географии, истории, физики, естествознания и других.

Занятия по военному делу в 9-м классе школы № 5 (1939 г., г. Тамбов)

В школе активно велась пропагандистская и агитационная деятельность. Ребята не только внимательно слушали рассказы о героях войны, следили за военными действиями, рисовали карты продвижения войск, отмечали уже на готовых картах взятые и освобожденные города, но и прослушивали курсы лекций патриотического содержания. Дети были буквально окружены лозунгами о помощи фронту, написанными в своеобразной стилистике военного времени. 

В обязанность каждой семьи входило выполнение призыва: связать варежки с тремя пальцами, носки, шарфы и отправить на фронт солдатам, чтоб им было теплее. Посылки дополняли письмами с призывами: «Бей фашистов!», «Ждем с победой!», «Носи на здоровье!», «Пусть твоим рукам будет теплее». 

В школьной программе также были занятия, направленные на формирование умений трудиться: все учащиеся отправлялись осенью на полевые работы в колхозы и совхозы. Нехватка рабочих рук на полях компенсировалась работой школьников, позволяя не только выполнять нормы, но и перевыполнять их. 

Учащиеся семилетней школы с. Кутли Пичаевского района (1944 г.)

Для подростков, которые были вынуждены оставить школьное образование и уйти трудиться на предприятия или в сельское хозяйство, были открыты школы рабочей и сельской молодежи. И уже с 1943 г. работающая молодежь могла вновь приступить к освоению знаний. В этом же году открываются учебно-производственные мастерские, позволяющие школьникам и воспитанникам детских домов применять свои трудовые навыки. В ряде случаев учащиеся старших классов привлекались к работе на оборонных предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания.

Во время каникул в целях предотвращения безнадзорности детей средних и неполных средних школ, а также воспитанников детдомов закрепляли за предприятиями местной промышленности и артелями промкооперации. Продолжительность рабочего дня для детей до 12 лет составляла 4 часа, старше 12 лет - 6 часов. Учащимся, работающим в мастерских, выдавались хлебные и продовольственные карточки рабочих соответственно производственным отраслям промышленности. 

Военное время превратило ранее невозможные явления в повседневные события. С одной стороны, советское государство провозгласило свое представление, каким должен быть идеальный советский ребенок – это всесторонне развивающийся юный гражданин, посещающий школу, занимающийся общественной работой, лишенный влияния негативных факторов, находящийся под строгим контролем со стороны семьи и общества. С другой стороны, именно в это время появляется огромное количество детей, не желающих учиться, пагубное влияние улицы приводит к появлению большого количества преступлений, совершенных именно несовершеннолетними. Не исключая важности семьи, многие родители хотели, прежде всего, накормить и одеть своих детей, а их воспитание вверяли государству и школе. 

Встреча первого секретаря Шульгинского райкома ВЛКСМ М.С. Отнякиной с пионерами (1943 г.)

Комсомольские организации проводили политико-массовую работу в школах: созывали комсомольские собрания, активы учащихся, проводили доклады, беседы, читки газет, обеспечивали повседневное разъяснение среди учащихся важнейших вопросов текущей политики, воспитывая уверенность в победе над фашизмом. 

Школьные комсомольские организации оказывали практическую помощь в обучении учащихся противовоздушной и противохимической обороне, в проведении мероприятий по светомаскировке, строительству щелей, бомбоубежищ. Военно-физкультурную подготовку комсомольцы проходили в командах морзистов, трактористов, шоферов, разведчиков, сандружинниц, пожарников, лыжников. Наряду с занятиями в указанных командах практиковать организацию физкультурных команд, военных игр, походов, соревнований. 

Преподаватели и выпускники семилетней школы № 9 г. Тамбова (1941 г.)

Из пионеров создавались тимуровские отряды, которые оказывали помощь семьям красноармейцев и командиров, организовывали сбор подарков для бойцов, участвовали в командах групп самозащиты ПВО своего дома, работали с детьми дошкольного возраста, собирали металлолом, грибы, ягоды, лекарственные травы. Тимуровские организации присутствовали почти в каждой школе, они объединяли детей, дисциплинировали их и приносили немалую пользу. 

Идеальным образом советского ребенка был образ пионера. Пионерами хотели стать все. Пионерская организация вносила огромный вклад в развитие и воспитание ребенка. Пионеры всячески пытались помогать фронту, посещали дома участников военных действий, помогали по хозяйству семьям, где не было мужчин: кололи дрова, таскали воду, нянчились с маленькими детьми. Посещали дома инвалидов войны, пенсионеров, также оказывая им помощь по хозяйству. Пионеры организовывали досуг для ребят: придумывали сценарии для спектаклей, проводили праздники и спортивные соревнования, стимулировали желание учиться. В официальном дискурсе пионер представал как идеальный советский ребенок, не имеющий вредных привычек, любящий труд, всегда моющий руки и шею, заправляющий кровать. Конечно, реальные пионеры могли отличаться от идеала, но, как правило, стремились к нему приблизиться. В годы войны, по понятным причинам, образ пионера героизируется, поэтому идеального пионера многие воспринимали как героя, с которого брали пример. 

Таким образом, война серьезно повлияла на повседневность школьников Тамбовской области. Был нарушен график обучения детей и подростков, подорвана материально-техническая база тамбовских школ. Нормальному функционированию образовательных организаций также мешала система трудовых повинностей, ставшей важным вкладом тамбовской молодежи в дело Победы. В целом, проведенный анализ показал, что даже в условиях военного времени, государство продолжало пропагандировать необходимость получения образования, а советский школьник не потерял интерес к обучению.

Статья приготовлена в рамках проекта «Детство, опаленное войной», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект №: 19-1-014350)

Авторы: 

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф отдела краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество»;

ФЕТИСОВА ЛИЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА, заведующий Региональным центром доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.