2529
23.07.2020

Как преуспеть в сельском хозяйстве (Сельскохозяйственные обряды, обычаи, приметы и советы от наших предков)

Тамбовщину недаром называют «чернозёмным сердцем России», искони земледелие здесь было основным занятием доминирующей в количественном отношении части населения – крестьянства, которое было и остается основным носителем русского культурного кода, с его общими для всех русских чертами и региональными особенностями. Весь календарный земледельческий годовой круг был посвящен идее плодородия, идее возрождения физических и духовных сил. Организующую роль в этом цикле сельскохозяйственных работ играли праздники Господские, Богородичные, а также посвященные сонму православных святых, сменивших языческих покровителей, память о которых плохо сохранилась. 

Крестьянин жил в постоянной заботе об урожае, о хозяйстве. Зимой, когда земледельческие работы были закончены, время и труды посвящались домашним ремёслам и накоплению духовных и физических сил. Так, зимний обрядовый цикл включал череду празднований от Рождества до Крещения (Богоявления), называемую Зимними Святками: от Коляды (в ночь под 6 января) к закликанию Авсеня (под 13 января, «старый Новый год») и крещенским гаданиям (19 января). Обрядовым смыслом этого периода было способствование людей нарастающей энергии Солнца – зимнего солнцеворота, то есть нарастания тепла, необходимого для всего живого. Логичным завершением зимнего периода является Масленица – проводы зимы и встреча весны. Русские крестьяне пекли блины, посвящая их нарастающему солнцу, так как масленичные гуляния приходились на весеннее равноденствие. Катания с горы, на лошадях уподоблялись скорому возрождению жизни. Мотив отмыкания Весны в закличках, которые начинают кричать дети с Масленицы, находит себе продолжение в образе отмыкания Земли, которое совпадает с началом землевспашки, приходящееся на конец апреля, когда на Ярилу проводят первую ритуальную борозду.

Крестьянин-земледелец следовал пословице «Готовь сани летом, а телегу зимой», поэтому сразу после Сретения (15 февраля) начинали готовить инвентарь: хомуты, упряжь, сельскохозяйственный инвентарь. По этой причине в народе Сретенье называлось еще и «Починками». 22 марта на Тамбовщине праздновали Сорки (Жаворонки), на который день выпекали из пресного теста птичек по числу детей в семье. Иногда матери клали выпечку в гнёздышко, свитое из сена; дети разбирали «жаворонков» и бегали с ними по селу, закликая весну. 

Особое значение для земледельца имеет праздник Благовещения (7 апреля), когда весь крестьянский мир погружается в благоговейное молчание. Благовещенскую просфору, которую приносили из церкви, сохраняли до первого выхода в поле, когда её делили между пахарями и их помощниками. Благовещенскую просфору выпекала и хозяйка дома, эту просфору крошили в жито, которым затем засевали первые борозды пашни. В картотеке РЭМ(а) хранится свидетельство, что в Тамбовской губернии благовещенскую просфору смешивали с мёдом и затем полученной массой прикармливали пчёл. 

На четвёртую неделю Великого поста пекли ржаные кресты, которые знаменовали прошедшую половину поста, почему и день назывался – Средокрестие. Кресты выпекали по числу членов семьи, в один из крестов запекали монетку, кому она доставалась – «тот счастлив». Именно «счастливчику» поручалось в день «начала сева» бросить первую горсть жита в проснувшуюся землю.

Тамбовские крестьяне владели высоким даром радоваться жизни, воспринимать труд не как суровую необходимость, а как источник самоуважения. Земледельческие традиции убеждают не только в мудром устройстве традиции, но и в том, что эти традиции были красивы. Особые ритуалы отмечали все значимые этапы сельскохозяйственных циклов. Так, начало пахоты приходилось на Великий Пост, обычно на Чистый Четверг. С этим днём связаны ритуалы с четверговой солью, четверговой свечой и обычай первой землевспашки. Хозяйственного смысла ритуал не имел, так как пахать было еще рано, но в согласии с древним обычаем пахарь впрягал соху и проводил ею символическую борозду. Землю из первой борозды считали лучшим средством от блох и клопов. Досыта кормили лошадь, устраивали нехитрое угощение для домочадцев. В этот день категорически запрещалось что-либо выносить из дома, а также давать в займы, зато приветствовалось ритуальное воровство: хорошим предзнаменованием считалось похищение семян у соседей.

Целебным подспорьем считались ветки вербы, которые проращивали к Вербному воскресению; ими стегали скот, провожая его со двора во время обряда первого выгона, лечили болезни суставов у людей. Символом плодородия служило пасхальное яйцо, на Красную горку (первое после Пасхи воскресение) яйцами «обкатывали поле» - зарывали в пашню, чтобы сообщить силу всходам. 

На Тамбовщине хорошо сохранился вознесенский обычай ходить в поле с блинцами, которые называли «Христу на онучки». В поле крестьянки тянули стебель злака вверх, чтобы хлеб поднимался высоко, следуя за возносящимся в горний мир Христом. Вершиной радости расцветающему весеннему Божьему миру служил период Зелёных святок, которые длятся от Семика (за три дня до Троицы, седьмой четверг после Пасхи) до Петрова поста (начинается через неделю после Троицы и длится до 12 июля, т.е. до Дня первоверховных апостолов – Петра и Павла).

После Троицы наступала радостная пора сенокосов: после пахоты и сева эта работа представлялась менее трудоёмкой. Особой заботой этого этапа служили молитвы о дожде и о вёдре, сочетание которых должно было обеспечить урожай. «Дождь в вожжу – урожай в оглоблю», - утверждали крестьяне. Пора совпадала с севом льны и конопли, который приходился на «Олёну-конопницу». Все труды по выращиванию и обработке этих технических культур считались исключительно женскими. Лучшим днем посева льна-конопли, как и посева ржи, считалась пятница.

Особую роль в организации крестьянского сельскохозяйственного календаря имели святые Егорий, Никола, Иван, Тихон, Симеон. На Егория Вешнего (6 мая) начинался цикл пастушеских обязанностей, осуществлялся выгон скота. В Тамбове в этот день принято было «задабривать волков», чтобы не «резали скотину». Егорий Осенний (9 декабря) логично завершал этот цикл: волки отпускались на волю, по всем наймам следовал окончательный расчет. 

Время весеннего земледельческого цикла описывается периодом сева яровых: на Егория Вешнего (6 мая) – ранний посев, на Николу Вешнего (22 мая) – средний посев, на Ивана Купалу (21-24 июня) – поздний сев. Целиком же все весенние полевые работы должны закончиться ко дню Тихона Утешителя  (29 июня). Временем расчетов с земледельцами, работавшими по найму, считался Семеонов день (14 сентября), про который говорили: «На Семеона – севалка с плеч долой», т.е. это последний срок посева озимой ржи. Знаковым праздником, символизирующим конец посева озимых, служила влмч. Феодора - «замочи хвосты» (24 сентября). «Федора – всякому делу аминь», - говорили в народе. С этого дня бабы подтыкали подолы понёв, чтобы не замочить их в луже. 

Множество интереснейших трудовых традиций тамбовского края связано с обычаями праздновать «Успеньё» (Успение Пресвятой Богородицы; 28 августа); «Оспожинки» (Рождество Богородицы; 21 сентября), «Сдвиженье» (Воздвижение; 27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), «Ведение» (Введение во храм Пресвятой Девы Марии; 4 декабря).

Отношение крестьян к земле было особым, сакральным. Землю называли «матушкой», «матерью сырой землёй», к ней обращались в песнях, заговорах, пословицах и пр., то есть земля для народного мировосприятия являлась образом, который определял порядок в традиционной картине мира. Как всякая сакральная сущность, земля требует строгого соблюдения запретов. Например, старшее поколение считает признаком дурного поведения плевать на землю, особенно неприлично это было для женщины. С детства бабушки-няньки поучали внучек: «Не плюй на землю: будешь рожать – мать-земля не поможет». Аргументируется это предостережением тем, что земля олицетворяет плодоношение; женщина, как и земля, тоже носит плод и разрешается от него в муках, когда и необходима сакральная сила земли. Самым страшным проклятием считалась фраза – «Мать-земля не примет». Так говорят о самом грешном человеке, недостойным быть погребенным в земле. Горсть земли заворачивали в платок и брали с собой в путь-дорогу. В современной судебной практике хорошо известно, что перед судом пользуются заговоренной землёй, почему в судебном зале (особенно в сельской местности) нередко находят рассыпанную землю. Вообще, рассыпанная в доме, или у порога земля в традиции считается признаком дурного умысла, наговора.

В земледельческом календаре есть специальные дни, в которые земля почитается особыми запретами: Пасха, Симонов день, Духов день. Несмотря на то, что эти праздники приходятся на весенний цикл сельскохозяйственных работ, земледельческий труд в эти дни запрещается. Помимо того, категорически запрещается копать, ковырять землю, устанавливать ограду и пр. На Тамбовщине Духов день (празднуется всегда в понедельник, следующий за Троицей-Пятидесятницей) иначе называется «Земля-именинница»: «Нынче не работают, нынче – Земля-именинница!», - говорят в тамбовских сёлах. На юго-востоке области этот день также называют – «Русалки», однако и здесь помнят, что момент связан с почитанием Земли-именинницы. Всё сущее в этот день почитается целебным: солнечный свет, дождь (как правило с грозой), травы, цветы… Достаточно хорошо сохраняется память о том, что на Духов день надо «слушать землю»: лечь ниц и прислонить ухо земле. Считалось, что так можно услышать голос, помогающий найти потерянное.

Обширная группа пословиц о земле раскрывает тесную связь пахаря, хозяина дома, воина с родной землёй, а также Божье благословение на труд земледельца: 1) «Мать-сыра земля кормит, поит, одевает, своим теплом согревает», 2) «Бог не даст - и земля не родит»; 3) «Без хозяина земля – круглая сирота»; 4) «Родная земля не выдаст»; 5) «Межа не стане, а не перепрыгнешь».

Пословицы, поговорки, приметы о сельском хозяйстве, как позволяют судить богатые словарные фонды, составляют основу народных знаний о природе, тесно связаны с системой ценностей и картиной мира. Однако, современные полевые исследования показывают, что этот пласт традиционной культуры стремительно исчезает, к тому же, собирать тексты этого жанра совсем не просто. На смену древним приметам и пословицам приходят новые, например, из советского периода истории: «Если дождик был и гром, то не нужен агроном», «Мужик не закурит, если баба бригадир» и пр.

Для сохранности традиции народная память использует цветовой код. Например, в пословице «Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет» в едином образе собраны представления о вертикали народного мировосприятия. Замечательно, что код «красное – белое – чёрное» вполне совпадает с цветами традиционного тамбовского орнамента: красное (малиновое) – белое - чёрное. 

Состояние природы, предвещающее будущий урожай: 1) если на рождественские праздники иней обильно покрывает всё вокруг – будет обильный урожай; 2) если в ночь перед Рождеством ясно – дожди не помешают вовремя и без потерь собрать урожай; 3) Если к Рождеству устанавливается санный путь и нет оттепелей – быть изобилию гречихи. Крестьянская семья Рождество не встречала в новой одежде, но в старой и, при том, сшитой из «суровины» (грубого «конопного» полотна), это способствовало урожаю. На Рождество существовал обычай ритуальных краж: считалось, что если украсть семена, то они дадут больше урожая. Возможно, у этого ритуала имеется не только мифопоэтическое объяснение, исходящее из дихотомии «своё-чужое», но рациональное: семена имеют свойство вырождаться, время от времени их необходимо менять. 

Нет сомнений и в том, что тамбовское крестьянство заботилось о качестве посевного материала, т.е. к севу отбирались злаки самые здоровые и самые крупные. Пословицы: «Авось да небось сеять – зимой побираться», «Посеешь ложь – не вырастет рожь», - свидетели сказанному. 

Прогнозам грядущего урожая посвящались рождественские и крещенские гадания. О предстоящем лете судили о по погоде на Масленицу, а также по обрядам масленичных гаданий. Так, если накануне масленицы обильно шел снег – ожидался урожай грибов. С масленицы дети начинали закликать весну. Примечали, если на заклички прилетали овсянки (птички), то следовало ожидать, что снег скоро окончательно растает: «Бросай санки, бери воз!».

Много предвестий примечали по погоде на Сретение (15 февраля): 1) Если день солнечный, без осадков – весна будет скорой и тёплой; 2) если ночь звёздная – весна будет поздней; 3) если идёт снег и/или метёт метель – весна будет затяжной и холодной. Обильны приметы Великого Четверга. Помимо четверговой соли и четверговой свечи в этот день крестьяне наблюдали ночное небо: полная луна предвещала обильную «полую воду», которая, в свою очередь, обещала обильный урожай. До наших дней дожила мартовская примета: если на Евдокию Плющиху (в Тамбове более известна, как «Авдотья – замочи подол»; 14 марта) «курочка у крыльца воды напьётся, то на Егория Вешнего (6 мая) овечка травы наестся».

Великое множество примет существует по поводу своевременного сева зерновых и бобовых растений. Народная мудрость «Всему своё время» для земледельца особенно актуальна. Общее пожелание выражают пословицы: «Вовремя посеешь – вовремя испечешь»; «Сей в сыру землю», «Сей в грязь – будешь князь». Однако, существуют и более детальные приметы: 1) «Сей рожь – комашки полетели»; 2) «Не сей пошенца преж дубового листа»; 3) «Калина цветёт – пора ячмень сеять»; 4) «Скворцы из гнезда – сей гречиху». На все обращали внимание и примечали: как солится солнце; какие зори; поют ли птицы; квакают ли лягушки.

Нередко многовековой опыт примечал тончайшие секреты успеха земледельца. Например, сеять в поле выходили с молитвой и на ранней зорьке, т.е. «на белой заре». Только пшеницу можно было сеять и в полдень. Вообще же выращивание пшеницы почиталось делом более рискованным, чем выращивание ржи: «Матушка-рожь прокормит всех сплошь, а пшеница на выбор». Опыт полевых исследований и чтения специальной литературы показывает, что самым почитаемым злаком в крестьянской среде была именно рожь, менее прихотливая и более надежная для обеспечения жизни культура. Не зря говорится: «Ржаной хлебушка калачу дедушка». За свою неприхотливость любовью пахаря пользовался овёс: «Овёс и из-под лаптя вырастет». Самой же прихотливой культурой почиталась гречиха: «Смотри гречиху не на цвету, а в гумне». Тем не менее, гречка почиталась царицей всех круп и служила на крестьянском столе достойной парой ржаному караваю: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной!». Гречихе посвящен специальный день земледельческого календаря – «Акулина-гречишница» (26 июня).

Существует и масса примет об урожайности посеянного: 1) обилие серёжек на ольхе предвещает урожай ячменя; 2) обильно цветёт рябина – на урожай овса и пр. Надо сказать, что архаичные способы земледелия не исключали рациональности мышления. Например, крестьяне хорошо знали, что урожайности способствует снегозадержание и вывоз навоза на поля. Именно поэтому их экологическое сознание подсказывало необходимость беречь лес: «Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба». «Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто»; «Навоз навози - и оглобля уродит»; «Хорошее поле навоз пять лет помнит». Опыт подсказывал возить навоз в поле на восходящую луну, а если возить в полнолунье, то обильная сорная трава погубит урожай.
Не меньше примет и пословиц хранит народная память и о правилах уборки урожая. Пиком летней страды почитался август – финал лета. «Пришел август – три работы мужику: косить, пахать и сеять». К концу Успенского поста на праздник Успения Пресвятой Богородицы все полевые работы заканчивались: зерновые убраны, свезены на гумна, навоз в поле вывезен, пашня под озимые распахана и засеяна. Про эту пору говорят: «День год кормит», «Летний час зимним днём не заменишь». «Зерно в колоске – не спи в холодке», «Коси, коса, пока роса», «С косой в руках погоды не ждут», «Слепой дожжижка лодырю отдышка». Добытое потом и кровью требовало бережного к себе отношения. Не только копна, но единое зёрнышко требовало обережения: «Зёрнышко пуд бережёт».

Земледелие всегда служило мерилом физического и духовного благополучия человека: 1) «Видать пахаря по пашне»; 2) «На поле огрехи – в кармане прорехи»; 3) «Языком лён треплет, подолом чешет»; 4) «С бороной по воду поехал, цепом рыбы наловил»; 5) «Дурню, что цеп, что веялка – всё не в прок».

Целомудренная простота сельскохозяйственного труда открывается в изучении земледельческого инвентаря: плуг, соха, борона, каток, заступ, грабли, вилы, коса, серп, крюк, хлебная лопата, мотыга, севалка, веялка, жернов, ступа, решето и пр. За многие сотни лет принципиально этот инвентарь не изменился. Примитивное устройство названных орудий не отменяет виртуозности владения трудовым навыком. Недаром говорится: «В поле, как в хоре, запевала в почёте».

Тамбовской традиции известно использование в качестве тягловой силы и волов, запряженных в ярмо, и лошадей, запряженных в хомут. На волах «поднимали целину» плугом. Эта работа требовала большой мужской физической силы и сноровки. В ХХ веке школьники еще без труда отгадывали загадку про плуг, которая теперь вызывает только недоумение: «Железный нос в землю врос». Паронимическая связь между словами «плуг» и «друг» в народном творчестве породила следующие пословицы: 1) «Для друга – и лошадь из плуга», т.е. если надо выручить друга, то не жалея в страдную пору лошадь выпрягают из упряжки; 2) «Новый друг, что новый плуг», т.е. непроверенный в деле; 3) «Соха не плуг, приятель не друг» - известно, что соха не может вывернуть землю, как плуг, а лишь сдвинуть пласт с места. Однако, и к сохе пахарь относился с уважением, величая её по отчеству – «Андревна»: «Бабушка Андревна: ноги в земле, руки в растопырку, а сама горбатая». День первой вспашки на Егория Вешнего называют – «ленивой сохой», т.к. на Егория даже самый ленивый уже выехал в поле. Зубья бороны на Тамбовщине, по недостатку металла, долгое время вязали из сучьев, что также мотивом для рождения загадки: «Сито вито о четырёх углах».

Орудием обмолота зерновых служил цеп. Молотить можно в два и в четыре цепа, что требует внимания, ритмичности и силы. Подвижная часть цепа – било, или по-тамбовски «тепчик». «тепец» также дает мотив для создания поговорки: «Отцы, как тепцы, а мать, крива душа». Этот фразеологизм указывает на гендерную психологическую особенность: отцы, как правило, прямолинейны, а матери, ища способа защиты, вынуждены искать гибкие аргументы.

Символом жатвы является серп, имеющий форму молодого остроконечного месяца. О нем сложено немало пословиц и загадок. Например, такая: «Маленький, горбатенький всё поле обскакал, а пришел домой – год под лавкой лежал». Серп дает и образ для иносказательных характеристик: «Тупой серп, а руку режет пуще острого» - это характеристика недальновидной бережливости. О том же другая пословица, которая дает понимание некогда распространённой в пограничных с Пензой районах Тамбовской губернии мордовской фамилии – Зубриловы: «Чем старый серп зубрить, лучше новый купить». Зубрила – это точильщик серпов, при точении на серпе образуются зазубринки. Прозвище «зубрила» давали неуживчивому человеку, склонному к противоречию ближнему. 

Альтернативой серпу может служить коса и коса с крюком, которые также используются в период жатвы: «К Петрову дню готовь серпы и косы». Заметим, что косами пользовались на жатве ржи преимущественно мужчины, а на уборке пшеницы женщины жали серпами. Объясняется такой порядок тем, что пшеничное зерно более склонно вывали вываливаться из колоса при ударе, что ведет к зернопотере. Женственные руки производили более мягкий удар и ценное зерно оставалось в колосе.

Предметы, связанные с земледелием, являются обычными атрибутами традиционных обрядов и ритуалов. Например, каравай и в обрядах, и в фольклоре осмысливается как живое существо, наделенное душой. Каравай символизирует счастливую жизнь и достаток: «Достал каравай, так и под сосной рай, а как хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

Хлеб из родного дома служил оберегом и защитой от врага: «Штык колет, а каравай спасает».

Статья подготовлена в рамках проекта «Родной край – сердцу рай», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект №: 19-2-000669). 

Авторы:

ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА,
Научный сотрудник арт-музея «Бренды Тамбовщины», член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения».

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ
Главный библиограф отдела краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина», Член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения».

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.