624
04.08.2021

«Ваша гибель неизбежна. Ваша гибель бесполезна!»: разгром антоновщины красноармейцами

Более ста лет назад произошло одно из самых крупных крестьянских восстаний советской поры – Тамбовское восстание под руководством А. С. Антонова. Предпосылки, причины, ход, итоги и последствия бунта в последние годы неоднократно освещались в многочисленных исследованиях и документальных публикациях. При этом исследователи предлагают кардинально различные оценки происходящего: от характеристики антоновцев как «борцов за светлое будущее крестьянства», до «бандитских шаек грабителей», держащих в страхе всю губернию. 

Восстание вспыхнуло стихийно в середине августа 1920 года в селах Хитрово и Каменка Тамбовского уезда, где крестьяне отказались сдавать хлеб и разоружили продотряд. В течение месяца народное возмущение охватило несколько уездов губернии, численность восставших достигла 4-х тысяч вооруженных повстанцев и около 10 тысяч людей с вилами и косами. На территории Кирсановского, Борисоглебского и Тамбовского уездов образовалась своеобразная «крестьянская республика» с центром в селе Каменка.

Во главе восстания встал мещанин города Кирсанова, бывший волостной писарь и народный учитель, левый эсер Александр Антонов (1889–1922). С осени 1918 года он сформировал «боевую дружину» и начал вооруженную борьбу с большевиками. Его отряд стал организационным ядром партизанской армии.



Первоначально для ликвидации восстания отводился месяц. Скрытый партизанский характер движения не давал возможность объективно оценить масштабы мятежа. В официальных документах сентября 1921 года неоднократно сообщалось о разгроме основных партизанских банд. Так 27 сентября командующий ВНУС В.С Корнеев передал Главкому С.С. Каменеву о «подавлении ядра восстания». 3 октября командующий войсками Тамбовской губернии Ю. Ю. Аплок в своем приказе сообщал: «Вверенные мне восковыми частями банды Антонова разбиты и рассеяны. На очереди стоит другая очередная задача: поднять интенсивность продовольственной работы, доведя до максимума выкачку хлеба для голодного Севера и фронта». 

Однако возрастание стычек с советскими властями и все более настойчивая борьба с продотрядами быстро поменяли риторику советских властей. После нападений на села Пахотный угол и Бондари, убийств коммунистов Васильевской волости осенью 1920 года власти признали очевидное: «банда окончательно не ликвидирована и ликвидировать ее трудно». В октябре 1920 года Тамбовский губком ВКП (б) сообщал о «затяжном, хроническом характере» восстания и, основываясь на положении в крае, предположил, что «одна из богатейших губерний республики, Тамбовская, может сделаться очагом и оплотом контрреволюции». 



Под командованием Антонова силы повстанцев быстро росли. В феврале 1921 года, когда повстанческое движение приобрело наивысший размах, число бойцов достигло 40 тысяч человек, армия была поделена на 21 полк и отдельную бригаду. Повстанцы громили совхозы и коммуны, портили железные дороги. Восстание начало выходить за локальные рамки, находя отклик в пограничных уездах соседних Воронежской и Саратовской губерний. Советское правительство вынуждено было обратить самое серьезное внимание на положение в Тамбовской губернии.

В феврале 1921 года была сформирована Полномочная комиссия ВЦИК, которой было предписано отправиться в Тамбовскую губернию и принять меры к решительному подавлению мятежа. Начался военный разгром антоновщины. 

Стратегия состояла в полном и жестоком осуществлении военной оккупации повстанческих местностей, к которой приступили уже предшественники нового руководства. Суть этой стратегии с предельной четкостью была изложена в распространенных для всеобщего сведения в пределах Тамбовщины приказе №130 Тухачевского от 12 мая и в приказе №171 Полномочной комиссии ВЦИК от 11 июня 1921 г. Этот режим включал в себя занятие территории войсками, назначаемое сверху управление (участковые политкомиссии и сельские ревкомы, включавшие в свой состав представителей армии, чека и парторганизаций), уничтожение хозяйств и разрушение домов участников мятежа и их семей, взятие заложников (одиночками и целыми семьями), создание концентрационных лагерей и репрессии вплоть до расстрела за неповиновение, за укрывательство бандитов и оружия.

Репрессии обрушивались на всех, от детей до стариков. Особенно безнравственна была система заложничества, по существу, каравшая мирных, не причастных к восстанию людей. Это еще более ожесточало повстанцев, которые в качестве ответной меры брали в заложники семьи красноармейцев, коммунистов, советских служащих.

Ужасен был приказ №171, вводивший расстрелы заложников в бандитских селах до полного подчинения, выдачи бандитов и активного участия в борьбе против «бандитизма». Документы того времени о практике осуществления этого приказа нельзя читать без содрогания: «Без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другое не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера». 

Важнейшим рубежом в цепи событий стал февраль 1921 г. К этому времени повстанческое движение достигло наибольшего размаха, стало находить отклик в пограничных уездах Воронежской и Саратовской губерний. С того же времени перешла к решительным действиям против антоновцев и Советская власть. Ликвидация фронтов против Польши и Врангеля позволяла ей двинуть на Тамбовщину крупные и боеспособные воинские контингенты, технику, включая артиллерию, бронечасти, самолеты. Изменилась и тактика действий против повстанцев. Вместо отдельных, не связанных единым планом операций, была создана четкая структура военного управления. Вся губерния была поделена на шесть боевых участков с полевыми штабами и чрезвычайными органами власти – политкомиссиями.

Высшим органом борьбы с антоновщиной в конце февраля – начале марта 1921 г. стала Полномочная комиссия ВЦИК во главе с В.А. Антоновым-Овсеенко, в ее состав вошли также секретарь губкома РКП(б) Б.А.Васильев, председатель губисполкома А.С.Лавров, а также командующий и начальник политотдела армии в Тамбовском районе и уполномоченный ВЧК. Полномочная комиссия сосредоточила в своих руках всю власть в Тамбовской губернии. 12 февраля 1921 года на основании решения Наркомата продовольствия на территории Тамбовской губернии было остановлено выполнение продовольственной развёрстки. В марте 1921 года X съезд РКП(б) принял решение отменить продовольственную развёрстку, заменив её фиксированным продовольственным налогом. Для рядовых участников восстания была объявлена амнистия при условии сдачи ими оружия. Обо всех мерах широко сообщалось при помощи газет и листовок.

В конце апреля 1921 г. Центральная комиссия по борьбе с бандитизмом заслушала доклад председателя Полномочной комиссии ВЦИК Антонова-Овсеенко о политическом и экономическом положении в Тамбовской губернии. Стало ясно, что «в последнее время нет улучшения и даже местами ухудшение». 26 апреля Лениным вносится в Политбюро ЦК партии предложение, а 27-го принимается решение «О ликвидации банд Антонова в Тамбовской губернии», которым М.Н.Тухачевский назначался «единоличным командующим войсками в Тамбовском округе… ответственным за ликвидацию банд...». В постановлении содержалась прямая директива выполнить эту задачу «не позднее, чем в месячный срок». Назначение выдающегося военачальника руководителем подавления крестьянского восстания неизбежно имело бы весьма отрицательный политический резонанс. Поэтому была сделана попытка провести это назначение без огласки. Вместе с ним на Тамбовщину прибыли и некоторые другие военачальники, отличившиеся в гражданской войне – Н.Е. Какурин, И.П. Уборевич, Г.И. Котовский. Одновременно туда были командированы от карательных органов Г.Г.Ягода и В.В.Ульрих. Численность советских войск на Тамбовщине непрерывно росла: к 1 января 1921 г. – 11 870, 1 февраля – 33 750, 1 марта – 41 848. К лету она превышала 100 тысяч красноармейцев

В конце мая 1921 г. командующий советскими войсками М. Н. Тухачевский приступил к решительным боевым действиям против банд антоновцев. Первый удар был нанесен в районе станции Инжавино по «второй армии» антоновцев, возглавляемой Антоновым. Против бандитов действовали конные части: бригада Г. И. Котовского, 14-я отдельная кавалерийская бригада, 7-е Борисоглебские кавалерийские курсы и другие части под общим командованием И. П. Уборевича.

Эти шаги коренным образом изменили ситуацию. Тысячи повстанцев стали покидать ряды вооружённых формирований антоновцев, несмотря на речи и уговоры своего политического лидера.

Уцелевшие повстанческие части уходили в леса, избегая сражения. 12 июня 1921 года Михаил Тухачевский подписал приказ № 0116 о применении против повстанцев химического оружия. Исследователь Тамбовского восстания В. В. Самошкин отмечает, что «на сегодняшний день известно несколько документально зафиксированных фактов применения газов против антоновцев, скрывавшихся в лесах и болотах по берегам реки Вороны». Однако о жертвах данных атак в существующих документах не упоминается. Гораздо большим оказался психологический эффект применения химических снарядов. Были отпечатаны и распространены листовки с обращением к повстанцам, где говорилось о намерении использовать ядовитые газы. Кроме того, широкой огласке был предан приказ командующего войсками Тамбовской губернии Михаила Тухачевского о подаче на места баллонов с отравляющими веществами и нужных специалистов.

Летом 1921 г. основные силы антоновцев были разбиты. В конце июня – начале июля им был издан последний приказ, согласно которому боевым отрядам предлагалось разделиться на группы и скрыться в лесах или даже разойтись по домам. Восстание распалось на ряд мелких, изолированных очагов, которые были ликвидированы до конца года. 

20 июля 1912 года Полномочная комиссия ВЦИКа известила войска и население Тамбовской губернии, что «окончательный развал эсеро-бандитизма и полное содействие в борьбе с ним со стороны крестьян позволяет Полномочной комиссии ВЦИКа приостановить применение исключительных мер приказа № 171, направленных против упорствующих бандитов». Этот день официально считается днем окончательного разгрома антоновщины.

Некоторые итоги восстания были озвучены 25−28 июля на 1-й общеармейской конференции коммунистов войск Тамбовской губернии. В частности, Тухачевский сообщил, что за период с 28 мая по 26 июля 1921 года в Тамбовской губернии обезврежено 16 369 мятежников. Из них: в боях взято в плен 985 и убито 4 515 человек; поймано в облавах 572 человека с оружием и 4 713 без оружия; принесли добровольную явку с повинной 1 244 мятежника с оружием и 4 005 без оружия. По приблизительным подсчетам, боевые потери красноармейцев за все время мятежа составили около 5 тысяч человек, повстанцев – около 15 тысяч человек.Крестьянское восстание стало из крупнейших вооруженных выступлений крестьянства на завершающем этапе Гражданской войны. Важнейшим политическим итогом мятежа стал переход к «новой экономической политике» и замена продразверстки продналогом
Материал подготовлен на основе открытых источников.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Трагедия по имени «Антоновщина», поддержанного Фондом президентских грантов для некоммерческих организаций (проект № 20-1-015704).

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ,
кандидат исторических наук, главный библиограф отдела краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество»;

ТОПИЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ,
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей и российской истории ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».
Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.