460
24.04.2022

«Обмывание копытец», «Кот в колыбели», «Бабина каша». Самые интересные детские традиции населения тамбовских оборонительных укреплений XVII века

Всякого рода утверждения по поводу традиций детства южнорусской украины XVII века носят гипотетический характер и являются результатом этнокультурной реконструкции архаичной картины мира. В этом отношении XVII век образует явную границу между древней архаикой и культурными инновациями как результатом интеграции феодальной Руси в процессы модернизации и вестернизации, которые на протяжении изучаемого периода стали неотъемлемой частью русского мира.

По понятным причинам письменных свидетельств о семейных традициях первых волн колонизации в Дикое Поле, каковым была некогда Тамбовщина, не существует: семья требует оседлости, стабильного быта, чему мешало царившее тогда разорение и угроза нападений «бродников», «шушпанников», набегающих с юга и юга-запада, а также вольно шатающихся в пространстве недостаточно хорошо обороняемой окраины. Ситуация стала меняться лишь с середины XVII века. Из сказанного понятно, что основным источником в этом случае является этнокультурная информация, собранная полевыми методами работы путём опроса населения старинных сёл, расположенных на тамбовской черте Белгородской оборонительной линии, потомков стрельцов, пушкарей, казаков, однодворцев.

Первое, что даёт фронтальный анализ полевых данных, это установка на доминирование мужской культуры, на использование этнопедагогических средств, обеспечивающих воспитание воина, защитника Отечества и, в целом, выносливого, здорового, патриотически ориентированного поколения. Доказательством сказанного являются, например, обряды семейного цикла, фольклор, паремии и пр.

Древние мифопоэтические представления, доказывающие преимущественное желание молодых супругов иметь мужское потомство, актуализируются оппозицией «правое (мужское) / левое (женское)»: «правое» положение мужчины демонстрирует его доминирование. «Полковник» с «полковницей» (дружко и сваха) приговаривают в ритуале провода молодых до постели: «ложись по правую руку» (молодому); «руку праву в голова» - «роди молодца, статью во отца» (молодой).

Для того, чтобы родился мальчик, «под голова» (под подушку) кладут дедовы штаны. Отголоски этой забытой магии, быть может, живут в известной частушке, которую «играют» повсеместно:

Что ж ты, милый, не пришёл?
Али брюки не нашёл?
Ты бы дедовы надел,
Дед на печке посидел.

Рождению крепкого потомства, согласно древним представлениям, способствует камень («кремень»), который кладут под матрац. Существует и особые блюда, способствующие появлению потомства: щи из петуха, способствуют рождению мальчика-воина, за столом хозяин, деля мясо петуха или курицы, гребень отдавал «борноволоку», то есть мальчику-подростку, который первый год участвует в полевых работах (вспашка, боронование). Девочкам давали грызть жилы животных, чтобы они вырастали в неутомимых мастериц ткачества и прядения.

Свои законы рождения здорового потомства предлагает народное православие. В одной из таких народных притч говорится, что Ева, находя девятимесячный срок плодоношения обременительным, просила Бога сократить этот период до одного месяца, ссылаясь на то, что животным в этом плане легче, чем человеку. В ответ Создатель согласился уравнять положение, но при условии, что и период половых отношений будет ограничен одним сезоном в году. Женщина отказалась от своей просьбы. 

Православное мировоззрение принесло новые законы для рождения здорового потомства. В староверческой среде, богато представленной в старосельских тамбовских местах жительства, строго соблюдается запрет на супружеские отношения в среду и пятницу, а тем белее во время постов. Зачатые в безвременье дети, как считает народная традиция, рискуют родиться больными, умственно недоразвитыми, психически неуравновешенными. Особенно строга традиция в отношении Успенского поста, нарушение которого сказывается в рождении «майских» детей, которым, будто бы, суждено «весь век маяться». Сама способность женщины воспроизводить потомство высоко почиталась в традиционном мире, что видно уже в названии «живота» («пуза»), о котором говорят – «золотое место», «родина». Мифологизируется и представление о пуповине, связывающей плод с «плодным местом» (плацента). Пуповину и плаценту хоронили под плодовым деревом, чтобы плодовитость рода не иссякла. И до сих пор ещё жители Тамбовской области говорят о своей малой родине, уже не понимая исконного значения выражения: «Я (такого-то села) «рожак» и «здесь мой пупок зарыт».
Младенец всегда воспринимался как член рода-племени, как свидетельство бессмертия души, перелетающей из «ирея» («вырея») от почившего предка к новорожденному, о чём свидетельствует ритуал «перебирать кости». Теперь под этим выражением подразумевается – «сплетничать», «судачить». Изначально, оно обозначало традицию собираться ближайшим родственницам новорождённого, чтобы определить – какой из предков в его лице вернулся. Младенца клали на стол, который символизирует древо жизни, и тщательно разглядывали тельце малыша. Найдя какую-либо родовую особенность определяли имя нового члена семьи.

Особым уважением пользовалась бабка-повитуха, для которой готовили праздничное угощение – «бабину кашу». Существовал и особый праздник повитух – 8 января (26 декабря по ст. ст.), на который варили «царскую кашу» (гречневую) в специальном горшке, который украшали ленточками и бумажными цветами. В родильно-крестильной обрядности «бабина каша» совпадает с крестинами; у собравшихся «на кашу» просили подарков для новорожденного. Особенный смысл «бабиной каше» придавал глиняный горшок, который символизировал бренность человеческого бытия. Вот такая загадка о горшке сохранилась в селе Фёдоровка – на месте старинного гончарного промысла, теперь известного как «фёдоровская керамика»:

Родился в каменной горе,
Крестился в огненной реке.
Пришла девица, 
Ударила золотым кольцом:
Кости мои рассыпучие,
В гроб не кладучие,
Блинами не помянучие.

Ритуал «бабина каша» делал младенца полноправным членом социума. Несколько по-иному сказывалась традиция о незаконнорожденных детях, которых называли довольно обидными словами: «в поле обсевок», «половинкин сын», «подзаборник», «бородавка» и пр. Однако, традиция относилась к таким детям сочувственно, понимая тяготу безотцовщины - «Без отца, что без лица». Незаконнорожденным, как и сиротам, во всём помогала община, действуя по принципу – «чужих детей не бывает». Возможно, это наследие тех далёких времён, когда община несла заботу о всех детях, оставшихся сиротами, так как отцы их погибли, неся «Царёву службу». Воспитание казака было не только делом его отца, и его семьи, но общим. Немало тому способствовали праздники. Например, вплоть до второй половины ХХ века дожил обычай ходить на Масленицу со знаменем: подростки и парни приходили с самодельными сабельками, пешие или на конях, и со знаменем, которое нёс атаман, ходили по всему селу. Крестины мальчика, посажение на коня – это ритуалы, ведущую роль в которых играли взрослые мужчины-родственники, а «гулеванить» приходили не только родные, но и односельчане.

На Тамбовщине живы фамилии, происхождение которых объясняют тем, что матерей их первопредков приводили из числа пленных, или чужеродных женщин: Татаркин, Турчин, Болдырев и др. Известно, что в царской России разводы были практически невозможны, этому способствовали официальные законы. Не приветствовался развод и в традиции. Однако, когда брак переставал быть союзом двух любящих друг друга людей, связанных взаимной ответственностью, сход («круг») решал дело по-своему. Если муж ставил вторую половину перед тем фактом, что у него есть уже другая семья, то сход «узаконивал» новое социальное положение двух сторон. «На кругу» решали и вопрос о женской супружеской неверности. Если новый избранник согласен был взять ответственность за согрешившую женщину, он прикрывал её полой поддёвки. Этот характерный жест всегда означал признание ответственности за вторую половину. Пребывание детей, которые могли быть в таких семьях, также решалось по обоюдному согласию, которое легитимизовал сход.

Воспитание детей в традиции всегда было делом творческим: обилие детского фольклора, богатая игровая культура, этноспортивный характер двигательной активности – всё это чать этнопедагогики старинных сёл Тамбовской области.

Статья подготовлена поддержке  Президентского фонда  культурных  инициатив в рамках проекта «Пограничный край не небесный рай » (ПФКИ-21-1-010776).
Материал подготовлен на основе открытых источников

Автор:
ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА,
Методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения».

Фото: Мослента

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.