872
22.02.2022

Как преуспеть в сельском хозяйстве. Народные советы от жителей укрепленных черт XVII века

После строительства городов Козлов (1635 г) и Тамбов (1636 г.) в Тамбовском крае началось формирование двух уездов: Тамбовского и Козловского. Они охватывали всю северную половину нынешней Тамбовской области. Здесь по берегам Цны, Польного и Лесного Воронежа и их притоков возникали все новые деревни и села. К середине XVII в. уже существовало около 150 поселений, в которых проживало свыше 80 тысяч человек, а в XVII в. тамбовский край стал одним из самых заселенных районов юга России.

Большинство населения Тамбовщины составляли мелкие служилые люди: дети боярские (низшая категория дворянского сословия), стрельцы, казаки, солдаты, пушкари. Часть служилых людей проживала в городских слободах. Рядом с Козловом возникли Донская, Борщевская, Стрелецкая, Заворонежская слободы, а около Тамбова - Пушкарская, Стрелецкая, Полковая и Покровская слободы. Другая часть служилых людей поселилась в уездах. Так, в Козловском уезде возникли села Изосимово, Глазок, Иловай-Дмитриевское, Степаншцево, Устье, Бельский и Челнавский городки. В Тамбовском уезде - Лысогорская, Пяшкильская слободы, села Кузьмино-Гать, Бокино. Из-за нехватки служилых людей в воинскую службу записали некоторых крестьян дворцовой Верхоценской волости. Так жители сел и деревень Татаново, Горелое, Солдатской и Иноземской Духовки стали казаками. 

За службу воинские люди, как это традиционно было принято на Руси, получали земельные наделы. Они занимались охотой и бортничеством,  а некоторые из них — земледелием. 

Северная часть Дикого поля как лесостепная, благодатная для сельского хозяйства территория была весьма привлекательной для распашки, и в результате служилое население, получавшее вдоль Тамбовского вала земельные наделы, активно осваивало их. Плодородие черноземов в центральной части Тамбовщины и закрепленность наделов приводили к фактическому отказу от остатков переложной системы и закреплению трехпольного севооборота (хотя на севере Тамбовской губернии, в частности, в Темниковском уезде, еще в середине XVIII века наблюдалось оставление участков на отдых при расчистке новых). 

Орудия сельскохозяйственного труда мало изменились со времен Киевской Руси. Пашня обрабатывалась сохой и бороной, урожай снимался серпом. Чаще стал использоваться плуг. То же можно сказать и о возделываемых культурах. Сеяли рожь, овес, в меньшей степени пшеницу, ячмень, гречиху. Вырос (особенно на севере и в центре) удельный вес технических культур: льна и конопли.

Невысокий уровень развития сельскохозяйственных технологий был обусловлен, в первую очередь, низкой степенью экономической заинтересованности крестьян в результатах своего труда. Отсутствие частной собственности на землю, усиление крепостной зависимости, вмешательство общины в хозяйственную деятельность, увеличение налогового бремени -все это не позволяло крестьянину почувствовать себя хозяином, интенсифицировать производство. 

Бедой при освоении новых земель стал буйный рост сорняков, которые заглушали хлеба. Латинская поговорка mala herba cito crescit (плохая трава быстро растет) как нельзя лучше подходит под земледелие нашей полосы, где «чернозем, лучшая почва... приносит с хлебом пополам дикую траву». Чтобы максимально сократить число сорняков, самый простой способ – не выпалывать (что практически невозможно и было бы чрезвычайно трудоемко на обширных полях) их время от времени, а истреблять на обширных пространствах, препятствуя росту. И для этого как нельзя лучше подходило выжигание огромных участков степи, которое издавна практиковалось еще и для борьбы с татарскими разъездами – чтобы их было легче обнаружить. У этого метода есть немало недостатков: неизбежная гибель в огне животных вела к сокращению охотничьих угодий, сам пал травы (если уж делать) необходимо производить регулярно, чтобы не допустить засорения полей. Кроме того, поджог травы может угрожать строениям, что и по наше время проявляется в пожарах в деревнях, когда иной раз без крова остаются десятки семей.

Безопаснее была толока – выгон скота на поле на период пара (или на 10-15 дней), который выедает и выбивает всю траву. Но для этого требовалось иметь достаточно развитое животноводство, чтобы хватало голов скота для проведения толоки, а на семнадцатый век обеспеченность им крестьянского хозяйства не была высокой.

Существовали и другой способ снижения сора, который применялся при достаточной обеспеченностью землей. Обычно сорная трава самая высокая на первый и второй год, поэтому засоренные поля нередко запускали на 3-4 года, чтобы на смену ей пришел не такой опасный для хлебов ковыль, который к тому же был гораздо лучше для сенокоса, чем многие другие травы.

Но не хлебом единым жив человек! Реки давали много рыбы, а леса – грибы и ягоды, сбор (преимущественно детьми) которых давал подспорье для питания. Позволяло разнообразить рацион и огородничество. На Тамбовщине в огородах были капуста, огурцы, горох, бобы, «репа, которая по большей части сеется в поле, на местах, вычищенных из лесу», а также редька, лук, чеснок. Как отмечал Л.В. Милов, «в условиях суровой природы с коротким земледельческим сезоном работ весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный “мобилизационно-кризисный” характер. Такой быт заставлял выбирать н крайне рациональный тип питания. Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий, заготовляемых сразу на большом срок, преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, “коренные” сорта рыбы, то есть “крутого” соления, сушеная, вяленая рыба и т. п.), наконец, большая роль “даров природы” (лесные ягоды, грибы и т. и.). Существенную роль играли н огородные заготовки и заготовки диких поваренных трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион пищи был весьма однообразен, хотя в итоге способствовал поддержанию сил и здоровья населения».

Таким образом, крестьянское хозяйство Тамбовщины XVII века не имело коренных отличий от условий Центральной России, откуда преимущественно и шло заселение региона. Основные отличия были в более мягком климате (больше вегетативный период) и более урожайных (но в то же время и более тяжелых для обработки) почвах, что в совокупности несколько улучшало был сельского населения.

Статья подготовлена поддержке  Президентского фонда  культурных  инициатив в рамках проекта «Пограничный край не небесный рай »
(ПФКИ-21-1-010776).

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Автор: 
АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ТОПИЛЬСКИЙ, кандидат исторических наук, член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения».

Фото: uznaivse.ru

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.