6122
12.03.2022

Что такое «протаскивание через дуб» и как с помощью пшеницы задобрить домового: учимся понимать суеверия тамбовской деревни

Если обратиться к губернской и епархиальной печати второй половины XIX века, мы найдём немало свидетельств тому, что тамбовское крестьянство было суеверным, не исключение в этом плане и другие сословия, в том числе и духовенство. Гораздо реже встречаются толкования народного суеверия как закономерного историко-культурного явления. Как всегда, лучшей подсказкой в этом случае является язык, живая и ушедшая речевая практика. Суета, суетность, суесловие – эти однокоренные «суеверию» слова мгновенно заставляют вспомнить, что южнорусский мир переткал древние ковры язычества в нетленные покровы православной веры, стремясь жить по заповедям Божиим. Одна из скрижальных ветхозаветных заповедей, а именно третья, запрещает человеку грех суесловия, определяемый как «богохульство»: «Не поминай имя Господа всуе». В церковнославянском языке «всуе» - означает «впустую», «напрасно». Весь богосозданный мир, включая человека, во власти Господа, вот почему и клятва и проклятие богомерзки - они нарушают третью заповедь. Исходя из данного Господом завета, нельзя осуждать кого бы то ни было, ибо только Небесный Судия грядет один «судити живым и мертвым». Это узаконение седьмого члена Символа веры нередко ставило представителя южнорусской традиции перед трагическим выбором между «воскресением жизни» и «воскресением осуждения» (Ин. 5:29). Свидетельство тому – суеверие, которое укоренилось в повседневном и праздничном быту.

Драматична встреча ветхого языческого и нового православного мира в области народной магии, народной медицины, закономерно определяемых, как суеверие. Выставление первого блина в заднее окошко, овсяный кисель на скотном дворе в Васильев вечер накануне Нового года, «завивание снопа», подстилание под ноги молодоженов шубы мехом наружу и пр. – всё это отголоски древних культов. Причудливую смесь язычества и христианства образует заговорная традиция, как правило, включающая обращения к Богу, силам небесным, святым. Измеряя личное благо суетными представлениями, народ забывает пророчество – «нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5), а также ветхозаветную истину – «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его – «ревнитель»; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14).

Суеверные представления тамбовского крестьянства в быту концентрируются в образе домового – самого известного персонажа народной мифологии. В региональной традиции он более известен под именем «хозяин», «запечный дедушка», иногда же его называют Кузьмой, или Кузюкой. Внешний вид этого персонажа хорошо знаком домочадцам: маленького роста, приземистый, волосы стрижены «под горшок» овечьими ножницами, рубаха подпоясана верёвкой. Ходит домовой исключительно в лаптях, почему лапти называют «санками домового». На глаза людям он показывается в крайнем случае, когда хочет предупредить о грядущем несчастье или, наоборот, удаче. В первом случае на вопрос «К добру или худу?» он отвечает – «К худу», а во втором – «К добру».

Для того чтобы жить в согласии с домовым, следует быть хорошим человеком. Он очень не любит пьяниц, бездельников, злых и хитрых. Он обидчив и не прощает пренебрежения по отношению к себе. Хозяйке следует содержать в чистоте запечье, никогда не оставлять сметённый мусор в углу под веником, потому что в этих местах любит пристраиваться домовой. Если семья покидает дом, то обязательно надо пригласить домового пойти вместе со всеми: «Хозяин мой, пойдём со мной, ты вперёд, я за тобой».

Несмотря на осторожность, между хозяевами и домовым может разгореться конфликт: с посудной полки падают горшки, в мешках с продуктами образуются дырки, из которых высыпается содержимое и пр. Иногда домовой больно щиплет хозяйку, путает ей во сне волосы. Ему может не понравиться новый жилец или животное. Часто утверждают, что домовой любит людей и животных определённой масти, светлой или тёмной. Если в этом смысле домовому не угодить, он начнёт сживать существо, которое «не пришлось ко двору».

Домового в этом случае надо задобрить. Известно, что домовые сладкоежки, поэтому лучшее угощение для него – мёд, или каша, приправленная мёдом. Не откажется домовой и от куска пирога, или блюдечка с молоком. Некоторые домовые любят кусочки материи, ленточки. Все эти подношения надо сопровождать ласковым словом, добрым приглашением. В народном календаре даже есть день почитания домового, приходится он празднование преподобного Ефрема Сирина, однако этнографические записи, сделанные в регионе в последние десятилетия, сохранности такой информации не подтверждают. Никто не помнит и того, что на страшных вечерах рождественских и крещенских праздников, полезно окормить коливом (зёрна пшеницы с мёдом) и кутьёй, которая также в древности готовилась из пшеницы, так как крестьяне еще не знали риса.
Если смотреть на народную магическую и медицинскую практику как на поэзию, то мы обретём понимание традиции не только, как суеверия, но и как памятника мифопоэтического мышления. Богатые примеры для того даёт растительная магия и анимализм.

Среди деревьев, используемых в народной медицине, почётное место принадлежит дубу. Дубовые листья мы найдём на тамбовских полотенцах, нередко ими покрывают киоты с фотографиями ушедших родственников, среди которых немало воинов. Упомянем здесь, что дубовый лист – часть воинской геральдики. Покрывают полотенцами и домашние образа святителей Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, широко почитаемых в народной среде. Не безынтересно вспомнить, что церковные службы по четвергам особо чтят память апостолов и святителей как их приемников. Перспективно осмысление народной темы дуба в контексте четвергового счёта в славянском календаре. В частности, в четверг перед Троицей - празднуется Семик, когда можно поминать не отпетых «закладных» покойников. Праздник известен также под названиями: «Троица умерших», «Зелёные святки», «Репей», «Русалкин день». Из дубовых веток парни плетут венки на семицкие и троицкие гуляния. А в первый четверг после Троицы празднуется икона Корецкой Божией Матери «Споручница грешных», которой молятся, прося духовного и телесного исцеления, прощения смертных грехов. В середине июня на праздник летнего солнцестояния используют плоды дуба, желуди, чтобы погадать на них о дальнейшей судьбе. Так мы видим, что весенне-летние обряды и четверговый счёт часто включают мифологию дуба, как растения, существующего в двух мирах, связанного с темами смерти и исцеления от смертных грехов. В губернской периодической печати сообщалось, что стремление мужского населения Тамбовщины быть похороненным именно в дубовых домовинах (гробах) пресекалось специальными указами, так как традиция, усугубляемая массовой вырубкой лесов, наносила ущерб экологии и хозяйству.

Дуб почитался как атрибут Перуна, верховного божества языческого пантеона, громовержца, покровительствующего русскому воинству. Перуну же посвящался четвёртый (в древней практике – пятый) день недели – четверг. Тот же аргумент усиливает восточнославянская мифология громового дерева, которым был дуб, чему способствовали его реальные свойства: высокая крона принимает на себя роль громоотвода, а также древесина отличается электропроводимостью. Согласно официальной статистике, чаще всего молния поражает именно дубы. Пораженный молнией дуб назывался «громовым деревом» и использовался для лечения тяжелых болезней. Целительный ритуал назывался – «протаскивание через дуб». Больной приходил к громовому дереву, или болящего приносили; затем под соответствующий заговор человека протаскивали через отверстие дуба, образовавшееся после удара молнии. После протаскивания с больного снимали одежду, одевали во всё чистое и новое, а старое оставляли на дубе. С тем же значением потаскивали и через дупло, ветви и даже – корни. Сохранились сведения, что после протаскивания больного окликали новым именем, чтобы обмануть болезнь. Целебным почитался не только ствол дерева, но и листья, сжигая которые, окуривали помещение, избавляя от дурных запахов и нечисти.
Пораженное молнией дерево почиталось, как священное. В частности к нему приходили просить дождя, лучшим днём для просьбы считался четверг. Однако полной уверенности в исполнении желания у просящих не было, отсюда выражение – «После дождичка в четверг», то есть, возможно, «никогда».

Особое народное почтение, которым окружено культурное пространство дуба, опирается на природные свойства этого растения, имеющего самый широкий спектр использования в хозяйственных и бытовых целях. Знаете ли Вы, что из дубовых желудей можно приготовить тонизирующий кофейный напиток? Дуб немало послужил развитию письменной книжной культуры: из шарообразных наростов – «орешков», нередко покрывающих дубовые листья, добывают чернила; именно такими чернилами писал преподобный Нестор Летописец «Повесть временных лет».

Дуб некогда считался самым надежным, хоть и дорогим, строительным материалом, из которого возводили боярские терема и церкви «в един дуб», то есть только из дуба. В тамбовской крестьянской среде жилища из дуба не строили, используя обычно сосну. Зато обрядовый центр жилища, который образовывал стол, выполнялся из дуба. Обычная формула «позыватых», собирающих селян на пир, звучала так: «За столы дубовые, за скатерти бранные!». По дубу примечали окончательный переход от весны к лету: как только в конце мая или даже в июне не фоне тёплой погоды вдруг подуют холодные ветра, говорили – «Дуб цветёт, конец весне, начало лету».

Народная мифология дуба определяется свойствами этого грандиозного растения: мощный ствол, раскидистая крона, изысканного рисунка листья, обильное плодоношение желудями, идущими на корм свиньям. Дубовые рощи богаты травами и грибами. Дуб – долгожитель, он живет 400-700 лет. Закономерно, что такие завидные свойства хочется присвоить; именно на этой почве вырастает медицинская магия. Из древесины дуба испокон делали амулеты и древка орудий. Не удивительно, что православная святыня, мамврийский дуб, под которым Авраам пригласил отдохнуть трёх путников (Быт. 18:4), находится в палестинском русском монастыре Святой Троицы. Интересные сведения о дубе и его почитании в славянской традиции можно прочитать в работах С.М. Толстой, Л.Н. Виноградовой. Народную мудрость культурного мифа о дубе мы без труда отыщем в русском искусстве у А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И. А. Крылова, Л.Н. Толстого, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина …

ЕВТИХИЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», член РОО «Тамбовское общество любителей краеведения».
ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».

Статья приготовлена в рамках проекта «Вот моя деревня», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект №: 21-1-016988).

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.