3518
02.07.2019

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ в ХIХ-начале ХХ в.в

В современных условиях человечество сталкивается со множеством угроз: киберпреступления, информационный прессинг и информационная перегрузка, информационные войны, функциональная неграмотность, потеря идентичности, изменение ценностей и т.д. Традиционным путем решения многих проблем в течение длительного времени являлось  чтение   - базовый процесс получения знаний, умений и навыков, общекультурных и  профессиональных компетенций, формирования ценностных установок.  Сегодня и ученые, и практики констатируют, что интерес к чтению падает, снижается уровень культуры чтения и уровень информационной культуры, а многие люди не могут эффективно взаимодействовать с современной информационной средой. Поэтому перед обществом стоит важнейшая задача по продвижению чтения и информационной культуры. Одним из механизмов продвижения чтения, формирования читателя, развития его познавательной деятельности и становления личности является семейное чтение. Традиции семейного чтения уходят в 19 столетие, когда совместное чтение и обсуждение прочитанного являлось нормой. У детей к 10-12 годам складывался круг чтения, что позволяло им развиваться как личности, в этот период формировались и ценностные установки.

Но в условиях информационного общества мы имеем дело с информационной средой другого качества, где, например, трансформировались коммуникационные каналы, появились новые носители информации, изменились требования к информационной грамотности со стороны профессионального сообщества и т.п. Возникают вопросы: Может ли семейное чтение решать сложнейшие задачи по продвижению чтения в современных условиях? Может ли забытая традиция, требующая усилий со стороны семьи, привлечь детей, подростков к чтению?  На наш взгляд, безусловно. В современных условиях модернизации образования, изменений в процессе социализации многие новации и инновации связаны с формированием обучающих и воспитывающих сред. Семейное чтение, на наш взгляд, можно рассматривать как развивающую среду, которая может успешно решать две задачи: и в сфере образования, и в сфере воспитания, а главное – делать процесс социализации ребенка более успешным. 

Рассмотрим положение дел в Тамбовской губернии во второй половине 19 – начале 20 веков. В губернии в дворянских усадьбах традиционно создавались библиотеки, в каждом учебном заведении были собственные библиотеки, а первые публичные библиотеки появились в начале 19 века, опережая многих «соседей». Дворянская усадьба, как уникальное историческое явление, привлекает внимание многих современных исследователей. Усадьба – это особое место, где одновременно решаются хозяйственные, социальные, культурные, бытовые проблемы, которые отражают уклад жизни, взгляды, духовные ценности, уровень образования, начитанности владельцев.

Жизнь в дворянской усадьбе была связана с литературой, театральными постановками, религией, музыкой, живописью, архитектурой, садово-парковым искусством, генеалогией и т.д. Именно поэтому так велик интерес к жизни и быту русских усадеб. Такие усадьбы всегда были привлекательны и потому, что в них жили, гостили представители культуры, науки, образования и т.д. Сохранилось множество воспоминаний о литературно-музыкальных гостиных, домашних театральных постановках, играх в литературное лото, вечерах-обсуждениях, создании оранжерей, цветников, уникальных парков, фонтанов, рукотворных прудов, водопадов, построенных школах и т.д. Но исследования, мемуарная литература касались и касаются преимущественно столичных усадеб или усадеб известных, выдающихся людей. Сведения о провинциальных усадьбах, как правило, сохранились в архивных документах и немногочисленных опубликованных воспоминаниях. Между тем провинциальные усадьбы, с элементами усадебной культуры, коллекциями картин, предметов декоративно-прикладного искусства, личными библиотеками, которые собирались несколькими поколениями и передавались по наследству, бережно хранившимися семейными документами, как и столичные, являются частью нашего культурного наследия и исторической памяти. 

История тамбовских усадеб – это  не только история тамбовского края, ее жителей, но и страны в целом. Среди владельцев были Воронцовы, Боратынские, Рахманиновы, Верстовские, Голицыны, Циммерманы, Строгановы и многие другие  родовитые вельможи, представители небогатых дворянских родов, военные, чиновники. Накануне реформы 1861 года в Тамбовской губернии насчитывалось более 800 усадеб, которые предназначались для постоянного места жительства или для летнего пребывания. Многие из них были рентабельными хозяйствами, приносящими владельцам хороший доход. 

Значительную часть культурного наследия   российской провинции составляют личные библиотеки. Они стали активно формироваться во второй половине XVIII века. В этот период развиваются частные типографии, увеличивается тираж светских книг, увеличивается количество иностранной литературы, которую привозили или выписывали из-за границы. Больше внимания уделяется образованию, самообразованию, науке, культуре. В доме каждого образованного человека хранились печатные и рукописные книги, газеты, журналы, ноты. Практически в каждой семье имелись возможности для приобретения книг, журналов. Библиофильство получило широкое распространение, а библиотека становится характерным атрибутом дворянской усадьбы. Как правило, такие библиотеки были родовыми и собирались несколькими поколениями владельцев, книги в них читались членами семьи и использовались для образования, самообразования, воспитания и проведения досуга. Владельцы заказывали переплеты книг, экслибрисы. Именно по ним и можно было установить владельцев, сформировать владельческие коллекции в дальнейшем. В Тамбовской губернии дворянские усадьбы превратились в центры культуры, а губерния по праву может считаться территорией книжной культуры.   

В ХУШ-ХIХ веках чтение можно рассматривать как фактор социализации детей. Социализация – длительный процесс усвоения новых знаний, приобретения опыта, восприятия норм поведения и нравственных ценностей. Дети часто находились на домашнем обучении, проводили много времени с родителями. Именно поэтому чтению вслух в дворянской семье уделялось такое внимание. Кроме того, чтение в кругу семьи – это не только общение старших-младших, способ передачи ценностей, традиций, исторической памяти, но и духовное развитие детей,  и их нравственное становление. Совместное чтение становилось традицией, нормой проведения досуга с максимальным воспитательным эффектом.  «В процессе чтения книг вслух происходило формирование основных стереотипов сознания, которые затем проявлялись в действиях, культурном поведении людей, моде, морали, отношении к тем или иным социальным явлениям» [1]. Чтение было систематическим, читались и отечественные и зарубежные авторы, книги разных жанров, газеты и журналы, разнообразная детская литература.  Были весьма популярны «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Робинзон Крузо» Д. Дефо,  «Семейная хроника» С. Аксакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» Н. Гоголя, произведения И. Тургенева, И. Гончарова, М. Лермонтова и др. Эти же книга потом будут читать бабушки и дедушки, мамы и папы, которые родились уже после революции 1917 года. Среди книг популярных на рубеже 19-20 веков мы видим и издания, которые будут переиздаваться и в 20, и в 21 веках. Среди них, например, сказки братьев Гримм, произведения Л. Чарской, А. Ишимовой, «Библия для детей» и многие другие. В библиотеках дворянских усадеб выписывались и хранились журналы для детей: «Детский отдых», «Семейные вечера», «Детское чтение» и др.  Так, иллюстрированный журнал для семейного чтения «Семейные вечера» выпускался под Высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны.  Он был основан в 1864 году в г. Санкт-Петербург М.Ф Ростовской  и В.Н. Майковым (далее издатели менялись) и выходил ежемесячно в виде двух книг для старшего и младшего возраста, а затем появился раздел для самых маленьких детей. Хочется отметить тщательный отбор произведений. Если раздел для самых маленьких читателей содержал сказки, рассказы и повести, то для старших дополнительно публикуются статьи научного и научно-популярного содержания.

Во многих воспоминаниях дворян описывается традиция семейного чтения. И. Бестужев-Лада пишет: «...Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще, понятно, глава семьи, но это совсем необязательно, - читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное» [цит по: 1]. 

Семейное чтение способствовало и другим традициям: музыкальным вечерам, играм в литературное лото и постановкам спектаклей в домашних театрах. Активно собирался фонд нот, пьес, а усадебный дом превращался в популярный музыкальный, литературный салон, где собирались многочисленные гости, в том числе и видные деятели русской и европейской культуры. Таким образом, в провинции постепенно формировалась и развивалась особая информационно-образовательная, культурная среда.

После революции 1917 года и установления советской власти в г. Тамбове в 1918 году книги, картины, предметы декоративно-прикладного искусства и другое имущество было конфисковано и вывезено в г.г. Тамбов, Москва. Часть из них попала в фонды краеведческого музея, картинной галереи и публичной библиотеки. 

Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина хранит в своих фондах  уникальные издания XVIII – начала XX веков  для домашнего чтения, воспитания и образования из усадебных библиотек дворян Тамбовской губернии:  Араповых, Боратынских, Строгановых, Воейковых, Чичериных, Хвощинских, Кугушевых, Гагариных, Поленовых и других, которые владели книжными собраниями и семейными архивами. В отделе редких книг библиотеки хранятся книги, изданные в Тамбовской вольной типографии, открытой в 1787 году Г.Р. Державиным, среди которых  «Аделия и Теодор или письма о воспитании, перевод с французского» (Тамбов, 1798). Интересны дореволюционные периодические издания: «Библиотека для воспитания», «Дело от безделия, или приятная забава», «Детский журнал», «Домашняя беседа», «Друг юношества и всяких лет» и другие. Среди изданий владельческой библиотеки  Д.В. Поленова имеются произведения поэтов и писателей XVIII – XIX вв., учебная литература, словари, справочники. Среди книжных редкостей, имеющихся в Тамбове, - «География, или Краткое Земнаго круга описание» (Санкт-Петербург,1716), «Детская философия» (Москва, 1779) и другие издания. Необычным полиграфическим исполнением выделяются  иллюстрированные издания «Учреждений и уставов, касающихся до воспитания и обучения юношества обоего пола» (Санкт-Петербург, 1774); «Устав воспитания двухсот благородных девиц» (Санкт-Петербург, 1768). Имеется в наших фондах и творчество Екатерины II, в том числе «Сказка о царевиче Фееве» (Санкт-Петербург, 1783), «Сказка о царевиче Хлоре» (Санкт-Петербург, без года издания). Усадебные библиотеки собирались не одним поколением владельцев, поэтому тематика их была разнообразна, они содержали редкие издания на немецком и особенно французском языках. Но встречаются издания и на английском, итальянском языках. Из года в год личные библиотеки пополнялись: это были классические произведения и литературные новинки. 

Для продвижения традиций семейного чтения, редких уникальных изданий, детской литературы библиотекой им. А.С. Пушкина было принято решение о создании комплексной выставки «Семейное чтение в Тамбовской губернии в Х1Х-ХХ в.в.»  с проведением экскурсий, бесед, мастер-классов, квестов и т.п.  В рамках реализации проекта впервые обследован значительный массив дореволюционных изданий, сформирован список детской литературы, книг  для семейного чтения, имевшихся в библиотеках дворянских усадеб, в учебных заведениях Тамбовской губернии, определены жаровые и видовые предпочтения.  Проделанная работа позволяет выделить круг чтения детей. По результатам проекта  создана выставочная экспозиция из книг, журналов и предметов эпохи из фонда Тамбовского областного краеведческого музея. Частью выставки стал мультимедийный ресурс по экспонатам выставки с дополнительной информацией. Выставку можно рассматривать как развивающую среду для проведения мероприятий в разных форматах, в том числе образовательного характера, а библиотека получило выставочное пространство нового качества, смогла изменить работу кафедры семейного чтения в библиотеке. 

В настоящее время перед библиотеками стоит задача продвижения чтения, в том числе и семейного чтения, формирования развивающей среды. Чтение помогает развитию интеллекта, воображения, личного тезауруса знаний, словарного запаса. Чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги, развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов, а семейное чтение – это эффективный способ социализации детей, подростков и юношества. В дореволюционной России именно в провинции формировались традиции семейного чтения, книжной культуры, собирания личных библиотек. Изучение, анализ, обобщение провинциального опыта дореволюционной России позволит сегодня понять, как следует взаимодействовать с читателями, как развивать способности читателя, как формировать компетенции у библиотекарей и руководителей детского чтения, родителей. Кроме того, воссоздание культурной среды той эпохи позволит скорректировать компоненты современной культурной среды.

Л.А. Пронина, М.В. Сабетова, О.В. Горелкина

Литература:
1. Лякишова С.И. Усадебные библиотеки и домашнее чтение дворян как образец книжной культуры России Х1Х века: Автореф...канд. пед. наук по 05.25.03- библиотековедение, библиографоведение и книговедение. – Орел, 2009. 

Статья подготовлена при поддержки Фонда Михаила Прохорова, проект № БК-58/18  - 5.09.2018
[1] Выставка работает с мая по октябрь 2019 г. в Тамбовской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина

Фото: PhotoCentrahttp://blog.ufa-lib.ru/chtenie-v-zhivopisi.-fotoryad-dlya-dushi 

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.