4578
17.08.2020

Затянули песню тамбовчане: фольклор и традиционные песни Тамбовской области

«Нам песня строить и жить помогает…» – эти слова из песни В. Лебедева-Кумача и И. Дунаевского не только создают особое настроение, ассоциируются с фильмом режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», но и отражают суть народного  творчества. Песня на Руси с рождения до смерти  сопровождала человека: в праздники, и в трудовых буднях, в радости и при трагических событиях (причитания: «вопли», «заплачки», «плачи», «вытье» и др. ).

Фольклорные песенные традиции являются своеобразной системой ценностей, представлений о мире, нравственных эталонах и нормах поведения человека. В них отражаются этнические черты и характер народа. Народные песенные мотивы, как система родного музыкального языка, формировались вместе с национальным языком и представляют неразрывное целое с русской культурой.

Фольклорный коллектив «Пчёлка» из села Платоновка Рассказовского района

В традиционной русской народной культуре для каждого возраста и для каждой жизненной ситуации существовала своя система фольклорных жанров: для детей были предназначены жанры материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки); для молодежи и взрослых – жанровые группы, свойственные мировосприятию взрослого человека (календарные, лирические, хороводные и плясовые и другие песни, частушки и т.д.).     Песенная культура формировалась с периода раннего детства, с первых колыбельных песен (народное название “байки”), сюжетная линия которых проста и незамысловата. Самые распространенные зачины колыбельных: «Баю-баюшки-баю...», «баю-баю...», «Люли-люли...», «Люли-люли-люленьки...»,  «лю-ли, лю-ли, лю-ли...»:

«Баю-баю-баиньки,
Купим Маше валенки,
Полушубочек сошьем
И к бабуле повезем.
Будет бабушка встречать,
Машу кашкой угощать,
Испечет ей пирожков
И румяненьких блинков».

Но есть колыбельные, которые сразу переходят к сюжетной линии, описанию ситуации с какими-либо животными (котя-коток, волчок, гули-гуленьки, голуби, журавли, бычок, жучок и др.) или природными объектами (лунный лучик-озорник, дорога, месяц и др.). Например:

«На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки...».

Взрослые, которые нянчились с малышами, исполняли не только колыбельные, но и пропевали пестушки, потешки, прибаутки, которые также, как и колыбельные, знакомили ребенка с окружающим миром, нравственными ориентирами, предупреждали об опасности и становились первой ступенькой в постижении сложной жизни и многообразной народной культуры.

Одним из важных свойств пестушек, потешек и прибауток является их направленность на активное участие ребенка в игровых формах: они провоцируют двигательную активность, вызывают положительные эмоции радости, веселья. Пестушка:  

«Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке». 

Потешки и прибаутки активно употребляются на Тамбовщине и фиксируются в различных текстовых и ладо-интонационных вариациях. Это такие хрестоматийные  потешки, как Ладушки, Сорока и др. Например:  

«А коток, коток, коток (или «Ах ты котенька-коток»),
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок,
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
За чубочек подрала»;

«Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка (или «наша Танечка» или «наш Сашенька» и т.п.) идёт,
Кукла Танечка идёт,
Ни за что не упадёт!»

Частушка (народные стишки, народные песни, куплеты…) возникла и сформировалась как фольклорный жанр сравнительно недавно, во второй половине XIX века, но в настоящее время является самым распространенным видом народного музыкального творчества. 

«Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Перерубы лопнут»;

«Меня милый не целует,
Говорил: «Губастая»-
Как же я его целую,
Идола глазастого» 
(Т.А. Бучнева. Тамбовский район);

«Пришла курица в аптеку
И сказала: «Кукареку.
Дайте пудры и духов
Для приманки петухов»» 
(А.В. Тамилина. Тамбовский район).

Имеют широкую популярность в народе частушки из репертуара всем известной исполнительницы Марии Николаевны Мордасовой, уроженки с. Черняное Тамбовского района Тамбовской области. Вот одна из них с приложением варианта:

«Меня муж бил, бил,
Под лавочку закатил,
Бил палкой, рогачём,
Не попал ни по чём»

Сравните:

«А меня муж колотил, под лавочку закатил —
Бил палкою, бил скалкою,
Рогачём, толкачём — ни попал ни по чём».

Частушки широко распространены по всей России, и в Тамбовской области в частности. Двух-, четырех-, шестистрочные рифмованные куплеты поражают многообразием тем, мотивов и ритмического рисунка, исполняются в различных жанрах: «Семёновна», «Матаня», «Канарейка», «Кирсанёнок», «Барыня», «Цыганочка», «Шамиля», «Страданья», «Страданья с перебором», «Прибаска», «Досада», «Шарлотского», «Базар», «Яблочко» и др. Они часто сопровождаются гармошечным наигрышем и своеобразными ритмичными танцевальными движениями. В этих частушках разные типологические признаки мелодического движения в зависимости от принадлежности напева к той или иной жанровой группе, но местные жители, даже не имея специального музыкального образования, безошибочно исполняют их, видимо потому, что с младенческого возраста воспринимали ладо-интонационные свойства и мелодическую структуру народного пения. 

«Оеёй, оеёй, 
Я мальчишечка такой,
Из Моршанска я приехал,
Я мальчишка озорной»;

«Я с тамбовских полей,
Не найдёте веселей.
Лучше нету долюшки:
Выросла на волюшке!»;

«Нас, тамбовских ребят,
Далеко можно узнать –
Рубашечки белые,
Красивые да смелые».

Данный жанр фольклора повсеместно сохраняется и продолжает функционировать в культурно-бытовой среде в настоящее время. Но кроме чисто фольклорных примеров народных песен в ХХ веке приобрели популярность песни смешанных жанров, которые совмещают в себе традиции фольклора и литературы. Широко известны как застольные песни авторов: «Последний час разлуки» М.В. Ломоносова; «То не ветер ветку клонит» С.И. Стромилова; «Черная шаль» А.С. Пушкина; «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова; «Что стоишь, качаясь» И.З. Сурикова и др. А поскольку у народной песни нет одного единого текста, то эти песни существует в разнообразных вариантах. Например, песня «Чудный месяц», «Черные кудри, «Пряха» и др.

Сравните варианты только одной песни «Улица, ты улица»: 

Из репертуара Горельского хора «Русский сувенир»
    
«Ах, улица, улица широкая,
Травушка-муравушка зелёная.
Ай, люли, люли, люли,
Травушка-муравушка зелёная.

Как по этой улице не хаживай,
Травушку-муравушку не таптывай.
Ай, люли, люли, люли,
Травушку-муравушку не таптывай.

Вышла, вышла замуж я девчоночка,
За того ли парня, за ленивого.
Ай, люли, люли, люли,
За того ли парня, за ленивого.

За того ли парня, за ленивого.
Да в придачу свёкра разварливого.
Ай, люли, люли, люли,
Да в придачу свёкра разварливого…»

Традиционный вариант песни
«Улица, ты, улица, широкая моя. 
Травушка-муравушка зелёненькая. 
Мне по той по улице не хаживати, 
Травушку-муравушку не таптывати.

Улица моя, улица широкая.
Трава-мурава. Травушка зелёная.

По улице мостовой шла девица за водой.
Водой, да водой, за холодной ключевой. 
(проигрыш)

Девица, да, девица, ох, девица-краса! 
Напои водицею студёной молодца. 
Мы пойдём по улице похаживати, 
Травушку -муравушку потаптывати!

Эх, да, эх, похаживати! Эх, да, эх, похаживати, 
Эх, дари-дари-да-да, похаживати, 
Травушку-муравушку потаптывати! Эх!»


Или пример песни «По муромской дорожке», записанный в исполнении   Л. А. Алдашкиной, жительницы Тамбовского района:

«На муромской дорожке
Стояло три сосны,
Прощался со мной милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одну меня любить
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.
Однажды мне приснился
Ужасно страшный сон
Мой миленький женился
Нарушил клятву он.
Я у ворот стояла
Когда он проезжал
И вновь в толпе народной
Меня взглядом отыскал».

Звучит народная песня в селах и городах Тамбовской области, сопровождает все этапы жизни людей, обращается к самым глубинным сферам человеческой души, вызывает  эмоциональный отклик и истинную любовь. Традиционными стали концерты русской песни, фестивали гармонистов «Играй, гармонь! Звени, частушка», Всероссийские конкурсы, например, памяти М. Н. Мордасовой и др.

Прислушайтесь, льется песня, которую затянули тамбовчане, живы фольклорные традиции Тамбовского края!

Публикация подготовлена в рамках проекта «Говорим и пишем по-русски: популяризация и продвижение русского языка и культуры чтения», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры (проект № 20-1-000558).

МОИСЕЕВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА, 
Доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество»

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.

На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Условиями обработки пользовательских данных. Вы можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.