Затянули песню тамбовчане: фольклор и традиционные песни Тамбовской области
«Нам песня строить и жить помогает…» – эти слова из песни В. Лебедева-Кумача и И. Дунаевского не только создают особое настроение, ассоциируются с фильмом режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», но и отражают суть народного творчества. Песня на Руси с рождения до смерти сопровождала человека: в праздники, и в трудовых буднях, в радости и при трагических событиях (причитания: «вопли», «заплачки», «плачи», «вытье» и др. ).
Фольклорные песенные традиции являются своеобразной системой ценностей, представлений о мире, нравственных эталонах и нормах поведения человека. В них отражаются этнические черты и характер народа. Народные песенные мотивы, как система родного музыкального языка, формировались вместе с национальным языком и представляют неразрывное целое с русской культурой.
Фольклорный коллектив «Пчёлка» из села Платоновка Рассказовского района
В традиционной русской народной культуре для каждого возраста и для каждой жизненной ситуации существовала своя система фольклорных жанров: для детей были предназначены жанры материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки); для молодежи и взрослых – жанровые группы, свойственные мировосприятию взрослого человека (календарные, лирические, хороводные и плясовые и другие песни, частушки и т.д.). Песенная культура формировалась с периода раннего детства, с первых колыбельных песен (народное название “байки”), сюжетная линия которых проста и незамысловата. Самые распространенные зачины колыбельных: «Баю-баюшки-баю...», «баю-баю...», «Люли-люли...», «Люли-люли-люленьки...», «лю-ли, лю-ли, лю-ли...»:
«Баю-баю-баиньки,
Купим Маше валенки,
Полушубочек сошьем
И к бабуле повезем.
Будет бабушка встречать,
Машу кашкой угощать,
Испечет ей пирожков
И румяненьких блинков».
Но есть колыбельные, которые сразу переходят к сюжетной линии, описанию ситуации с какими-либо животными (котя-коток, волчок, гули-гуленьки, голуби, журавли, бычок, жучок и др.) или природными объектами (лунный лучик-озорник, дорога, месяц и др.). Например:
«На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки...».
Взрослые, которые нянчились с малышами, исполняли не только колыбельные, но и пропевали пестушки, потешки, прибаутки, которые также, как и колыбельные, знакомили ребенка с окружающим миром, нравственными ориентирами, предупреждали об опасности и становились первой ступенькой в постижении сложной жизни и многообразной народной культуры.
Одним из важных свойств пестушек, потешек и прибауток является их направленность на активное участие ребенка в игровых формах: они провоцируют двигательную активность, вызывают положительные эмоции радости, веселья. Пестушка:
«Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке».
Потешки и прибаутки активно употребляются на Тамбовщине и фиксируются в различных текстовых и ладо-интонационных вариациях. Это такие хрестоматийные потешки, как Ладушки, Сорока и др. Например:
«А коток, коток, коток (или «Ах ты котенька-коток»),
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок,
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
За чубочек подрала»;
«Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка (или «наша Танечка» или «наш Сашенька» и т.п.) идёт,
Кукла Танечка идёт,
Ни за что не упадёт!»
Частушка (народные стишки, народные песни, куплеты…) возникла и сформировалась как фольклорный жанр сравнительно недавно, во второй половине XIX века, но в настоящее время является самым распространенным видом народного музыкального творчества.
«Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Перерубы лопнут»;
«Меня милый не целует,
Говорил: «Губастая»-
Как же я его целую,
Идола глазастого»
(Т.А. Бучнева. Тамбовский район);
«Пришла курица в аптеку
И сказала: «Кукареку.
Дайте пудры и духов
Для приманки петухов»»
(А.В. Тамилина. Тамбовский район).
Имеют широкую популярность в народе частушки из репертуара всем известной исполнительницы Марии Николаевны Мордасовой, уроженки с. Черняное Тамбовского района Тамбовской области. Вот одна из них с приложением варианта:
«Меня муж бил, бил,
Под лавочку закатил,
Бил палкой, рогачём,
Не попал ни по чём»
Сравните:
«А меня муж колотил, под лавочку закатил —
Бил палкою, бил скалкою,
Рогачём, толкачём — ни попал ни по чём».
Частушки широко распространены по всей России, и в Тамбовской области в частности. Двух-, четырех-, шестистрочные рифмованные куплеты поражают многообразием тем, мотивов и ритмического рисунка, исполняются в различных жанрах: «Семёновна», «Матаня», «Канарейка», «Кирсанёнок», «Барыня», «Цыганочка», «Шамиля», «Страданья», «Страданья с перебором», «Прибаска», «Досада», «Шарлотского», «Базар», «Яблочко» и др. Они часто сопровождаются гармошечным наигрышем и своеобразными ритмичными танцевальными движениями. В этих частушках разные типологические признаки мелодического движения в зависимости от принадлежности напева к той или иной жанровой группе, но местные жители, даже не имея специального музыкального образования, безошибочно исполняют их, видимо потому, что с младенческого возраста воспринимали ладо-интонационные свойства и мелодическую структуру народного пения.
«Оеёй, оеёй,
Я мальчишечка такой,
Из Моршанска я приехал,
Я мальчишка озорной»;
«Я с тамбовских полей,
Не найдёте веселей.
Лучше нету долюшки:
Выросла на волюшке!»;
«Нас, тамбовских ребят,
Далеко можно узнать –
Рубашечки белые,
Красивые да смелые».
Данный жанр фольклора повсеместно сохраняется и продолжает функционировать в культурно-бытовой среде в настоящее время. Но кроме чисто фольклорных примеров народных песен в ХХ веке приобрели популярность песни смешанных жанров, которые совмещают в себе традиции фольклора и литературы. Широко известны как застольные песни авторов: «Последний час разлуки» М.В. Ломоносова; «То не ветер ветку клонит» С.И. Стромилова; «Черная шаль» А.С. Пушкина; «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова; «Что стоишь, качаясь» И.З. Сурикова и др. А поскольку у народной песни нет одного единого текста, то эти песни существует в разнообразных вариантах. Например, песня «Чудный месяц», «Черные кудри, «Пряха» и др.
Сравните варианты только одной песни «Улица, ты улица»:
Из репертуара Горельского хора «Русский сувенир»
«Ах, улица, улица широкая,
Травушка-муравушка зелёная.
Ай, люли, люли, люли,
Травушка-муравушка зелёная.
Как по этой улице не хаживай,
Травушку-муравушку не таптывай.
Ай, люли, люли, люли,
Травушку-муравушку не таптывай.
Вышла, вышла замуж я девчоночка,
За того ли парня, за ленивого.
Ай, люли, люли, люли,
За того ли парня, за ленивого.
За того ли парня, за ленивого.
Да в придачу свёкра разварливого.
Ай, люли, люли, люли,
Да в придачу свёкра разварливого…»
Традиционный вариант песни
«Улица, ты, улица, широкая моя.
Травушка-муравушка зелёненькая.
Мне по той по улице не хаживати,
Травушку-муравушку не таптывати.
Улица моя, улица широкая.
Трава-мурава. Травушка зелёная.
По улице мостовой шла девица за водой.
Водой, да водой, за холодной ключевой.
(проигрыш)
Девица, да, девица, ох, девица-краса!
Напои водицею студёной молодца.
Мы пойдём по улице похаживати,
Травушку -муравушку потаптывати!
Эх, да, эх, похаживати! Эх, да, эх, похаживати,
Эх, дари-дари-да-да, похаживати,
Травушку-муравушку потаптывати! Эх!»
Или пример песни «По муромской дорожке», записанный в исполнении Л. А. Алдашкиной, жительницы Тамбовского района:
«На муромской дорожке
Стояло три сосны,
Прощался со мной милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одну меня любить
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.
Однажды мне приснился
Ужасно страшный сон
Мой миленький женился
Нарушил клятву он.
Я у ворот стояла
Когда он проезжал
И вновь в толпе народной
Меня взглядом отыскал».
Звучит народная песня в селах и городах Тамбовской области, сопровождает все этапы жизни людей, обращается к самым глубинным сферам человеческой души, вызывает эмоциональный отклик и истинную любовь. Традиционными стали концерты русской песни, фестивали гармонистов «Играй, гармонь! Звени, частушка», Всероссийские конкурсы, например, памяти М. Н. Мордасовой и др.
Прислушайтесь, льется песня, которую затянули тамбовчане, живы фольклорные традиции Тамбовского края!
Публикация подготовлена в рамках проекта «Говорим и пишем по-русски: популяризация и продвижение русского языка и культуры чтения», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры (проект № 20-1-000558).
МОИСЕЕВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА,
Доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество»
Со стартовой ценой 1 рубль
Тамбовчан ждут концерты, выставки и соревнования
На время перекладки сетей
Женщина кинулась на него с ножом в пылу ссоры
В рамках акции «БумБатл»
Из разных регионов России
В нём участвуют ещё два региона
Погибли три человека