Образованием детей в начале XIX века в России занимались приходские школы, уездные училища и гимназии. Приходские школы открывали при церквях, учили всего год и преподавали Закон Божий, чтение, письмо, азы арифметики. В уездных училищах программа была шире: тут изучали и географию, и историю, и право, и рисование. В гимназиях получали образование представители высших сословий. Мальчиков (девочки в те годы в гимназии не допускались) готовили к поступлению в университеты. Здесь были и иностранные языки, и философия, и физика, и геометрия, и основы политической грамотности.
В середине века, после отмены крепостного права, общедоступных школ стало больше: появились народные училища, женские гимназии, а также бесплатные земские школы для крестьянских детей — в них обучали всех без разделения на сословия или вероисповедание. Работу всех заведений курировало Министерство просвещения, оно же утверждало учебники.
В 1874 году выходит букварь для совместного обучения чтению и письму для народных школ, который составил педагог Дмитрий Тихомиров вместе с женой Еленой. Он выдержал 161 издание. Четкая структура, наличие методического руководства для учителя (отдельной книжкой), живые тексты — рассказы и стихи писателей XIX века — сделали букварь Тихомировых самым популярным учебным пособием конца XIX века. По этому букварю учили даже в солдатских школах.
В 1875 году Лев Толстой на основе своей «Азбуки» (1872 г.) создает «Новую азбуку».
Это небольшой по объему букварь и четыре книги для чтения к нему. «Новая азбука» выдержала 30 изданий — при этом она долгие годы не допускалась в массовые школы, а рассказы, написанные для нее Толстым («Птичка», «Филипок», «Три медведя»), и сейчас входят в список обязательного детского чтения.
Важную роль в образовании детей в конце XIX - начале ХХ века играла «Моя первая Азбука», изданная в 1890 году издательством товарищества М. О. Вольф. Это одна из первых из книг, объединенных в серию «Моя первая библиотека. Собрание полезных книг для малых деток».
Материал представлен таким образом, чтобы достичь основной, как считают составители азбуки, цели: «Мысль ребенка приучается работать сознательно, и попутно развивается его внимание и память — два важнейших фактора душевной жизни человека».
«Бойтесь, дети, лени, как дурной привычки. И читайте в сутки вы хоть по страничке» — такое полезное стихотворение-наставление размещено на первом и последнем форзацах азбуки.
Азбука помещена в цветную обложку с очень красивой и яркой картинкой. Эта древняя азбука написана на старом русском языке.
Знакомство с буквами в «Моей первой Азбуке» расписано по дням. Первый день традиционно начинается с изучения буквы А. Представление каждой буквы сопровождается печатной и прописной буквой, рисунками, маленькими текстами, стишками, побасенками.
Азбука сопровождается милейшими картинками на семейную тему. Вся азбука, кроме обложки, черно-белая. Но в нее вклеены 10 отдельных листов с разноцветными картинками и буквами, напечатанными только с одной стороны. Объяснение находим в «Наставлении обучающим»: «К азбуке нашей приложен отдельно лист с буквами для разрезывания и наклеивания. Эти буквы дадут возможность детям самим, играя составлять слова».
Это такое удовольствие - прикасаться к этим плотным пожелтевшим листочкам, стараться прочитать написанные русские слова, рассматривать изумительные рисунки, прикасаться к давно ушедшей истории.
Одна из самых знаменитых книг для детей до революции – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Работу над ней Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года.
Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее). Для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив ее изящно исполненными композициями на сказочные сюжеты. Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далеком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость».
Все это мы без труда найдем на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках». Первоначально предполагалось, что книга выйдет в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля. Но расчетливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешевом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Бенуа отказался. Он обратился в лучшую русскую государственную типографию — Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И.Билибина и В.Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа — начале сентября 1905 года, поступила в продажу по цене 3 рубля. Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. Художник остался книжкой недоволен и жаловался друзьям на погрешности, допущенные типографией.
Иллюстрации к Азбуке нередко напоминают театральные декорации, сказочные пейзажи. Каждая картинка посвящена одной букве, и на каждой странице скрывается совершенно волшебный мир. Художник надеялся на то, что ребенку непременно будет интересно разглядывать детали картинки, и придумывать свои интересные истории.
Изысканные рисунки для книг сделаны с огромной теплотой и любовью, и внимательно присмотревшись, зритель наверняка поймет, что основой для Азбуки стали детские воспоминания художника, его самые ранние чувства и наблюдения. Сюжеты навеяны и популярными сказками, интерьерами уютных петербургских домов и детских комнат, впечатлениями от летних каникул на дачах с играми, беготней и семейными развлечениями.
1903 году на полках книжных магазинов появляется «Русская азбука» изданная в типографии «Товарищества И. Д. Сытина» в Москве.
Иван Дмитриевич Сытин - русский предприниматель, один из главных русских книгоиздателей XX века. Сфера деятельности типографии «Товарищества И. Д. Сытина» охватывала все сегменты книжного рынка, начиная с учебников и книг для детей заканчивая энциклопедиями и собраниями сочинений классиков художественной литературы.
За годы своей издательской деятельности он выпустил не менее 500 млн. книг - цифра огромная даже по современным меркам. Поэтому без преувеличения можно сказать, что его знала вся грамотная и неграмотная Россия. Миллионы детей учились читать по его азбукам и букварям, миллионы взрослых в самых дальних уголках России по его дешевым изданиям впервые знакомились с произведениями Толстого, Пушкина, Гоголя и многих других русских классиков.
Открывают пособие алфавиты больших и малых букв, курсивные прописные и строчные буквы. Затем приведены двух- и трехбуквенные слоги, односложные, двух-, трех- и многосложные слова, разделенные на слоги. Далее помещены тексты для чтения, состоящие из загадок, пословиц, басен. Кроме того, в книге дана иллюстрированная азбука с отдельными словами. Как видим, это пособие очень просто по построению, и для многих людей подобные азбуки в картинках стали первой книгой, открывающей окно в мир знаний. Известный русский педагог В. Вахтеров писал о И.Д. Сытине: «Его книги дешевы, портативны, и потому они легко могли проникать туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов...». Он сумел «издать и распространить в широких народных массах сотни миллионов экземпляров хороших книг... сделать их по дешевизне доступными неимущему рабочему и бедному крестьянину».
С наступлением советской власти изменились и буквари. Из алфавита исключались буквы буквы «ять», «фита», «и десятеричное», что повлекло собой издание новых пособий и книг для начального чтения.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Статья подготовлена при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках проекта «Межрегиональный фестиваль-марафон семейного чтения "Читаем вместе!"» (ПФКИ-21-1-000829).
Автор:
ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ
Кандидат исторических наук, член АНО «Тамбовское библиотечное общество».
Фото: из коллекции Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина
Данными поделились в Роструде
А поставка оборудования оказалась под угрозой
Делегация вуза находится в Узбекистане
В ближайшие три дни
Проект подготовили сотрудники городской администрации
А поставка оборудования оказалась под угрозой
Это деревья-крупномеры
Где состоялись рабочие встречи и круглый стол