7229
04.10.2016

"Классическая литература должна оставаться безусловным лидером на книжном рынке"

Современный литературный мир сложен и многогранен, и разобраться в протекающих в нем процессах подвластно далеко не каждому. Разложить «эпоху» по полочкам, а заодно и поделиться своими книжными вкусами согласилась кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики ТГУ имени Г.Р. Державина Наталья Игоревна Платицына.

- Наталья Игоревна, расскажите о тех тенденциях, которые протекают в современной литературе? Что через несколько лет будут говорить об этом литературном периоде?

- Хорошо известно, что исторические  и собственно «литературные» периоды хронологически редко совпадают. 1970-1990-е годы в странах Западной Европы и в США прошли под знаком постмодернизма, который (идеологически и поэтологически) модифицировался на рубеже XX-XXI веков. Завершение прошлого столетия и начало нынешнего связаны с явлением, которое определяют как рost-postmodernism (или «цифромодернизм», «метамодернизм») и которое свидетельствует об окончании так называемого «классического постмодернистского проекта». Начался ли в XXI веке новый литературный этап? Трудно сказать однозначно, поскольку  всё ещё появляются художественные тексты, содержащие постмодернистские черты и признаки (романы П. Акройда, Ф. Бегбедера, К. Рансмайра), и вместе с тем – продолжают активно развиваться, например, традиции киберпанка, стимпанка, постапокалиптики (творчество У. Гибсона, С. Вестерфельда, Б. Стерлинга,  Н. Стивенсона), жанр детектива в его различных вариациях – от «шпионского» до «иронического» – (романы А. Брэдли, Дж. Гришэма, Ж. Диккера, Дж. Ле Карре). Всё большую популярность обретает женская проза, представленная романами, повестями и рассказами Ю. Герман, М. Дрэббл, Э. Елинек, С. Кинселлы, Д. Сеттерфилд, Дж. Уинтерсон, М. Этвуд, Т. Юбель и др. Продолжается и рефлексия событий Второй мировой войны (М. Зузак, Г. Мюллер, Б. Шлинк и др.)… Сменяются поколения писателей, подвергается диффузии жанрово-тематическая специфика их произведений, иначе, чем прежде, расставляются смысловые акценты.

Полагаю, литературно-эстетическое пространство двух первых десятилетий XXI века, как и ХХ столетие в целом, эклектично, разнородно и объединяет противоречивые, часто одиозные, но существующие в неизменном взаимодействии и взаимодополнении художественные тенденции. Объективная характеристика (и тем более оценка) этого периода станет возможной по прошествии многих лет. На сегодняшний день очевидно лишь, что современный литературный процесс динамичен, многолик и требует пристального внимания специалистов-филологов и читателей.

- Многие сегодня предпочитают обращаться к классике, а современных авторов не признают или вовсе не знают. Кого из сегодняшних писателей вы можете назвать яркими представителями литературы?

- Классическая литература должна оставаться безусловным лидером на книжном рынке и сохранять приоритет в условиях выбора произведений для профессионального и любительского чтения. Думается, образованному человеку не следует пренебрегать освоением литературной традиции. Вместе с тем необходимо обращение и к современным авторам, чьё творчество влияет на формирование культурного облика эпохи. Если говорить о зарубежных писателях, то, на мой взгляд, наибольший интерес представляют сегодня произведения Себастьяна Барри, Эдварда Докса, Паскаля Киньяра, Джонатана Коу, Кристиана Крахта, Джона Максвелла Кутзее, Дэвида Лоджа, Тони Моррисон, Пола Остера, Мартена Пажа, Даниэля Пеннака, Тома Стоппарда и уже упоминавшихся Питера Акройда, Фредерика Бегбедера, Юдит Герман, Дианы Сеттерфилд, Бернхарда Шлинка. Разумеется, нельзя утверждать, что каждый из названных авторов демонстрирует неизменно высокий художественный уровень – созданное современными писателями, как, впрочем, и классиками, часто неравноценно по значимости.

- Какие темы, по вашему мнению, наиболее интересны сегодняшнему читателю?

- Я думаю, независимо от национальной, половой, возрастной, профессиональной принадлежности, человека всегда будут волновать общезначимые темы и проблемы: взаимоотношения мужчины и женщины, родителей и детей, жизнь и смерть, война и мир… Онтологические и аксиологические аспекты нашего существования – благодатный материал для художественной рефлексии. Современные писатели обращаются к постановке тех же вопросов, что и их предшественники,  – модифицируется лишь форма, в которую эти вопросы облекаются (стилевая, жанровая). Возникновение новых историко-политических, социокультурных, психологических реалий, развитие коммуникаций и технологий влечёт и расширение проблемно-тематического диапазона литературы: так, например, появление глобальной компьютерной сети закономерно актуализировало тезис о «виртуальной любви» и «иллюзии не-одиночества» (вспомним «Одиночество в сети» Я.Л. Вишневского или «Лучшее средство против северного ветра» Д. Глаттауэра).

Притязания читателей, обусловленные, прежде всего, их интеллектуально-духовными потенциями, проистекают не только из желания восполнять образовательные лакуны, но и – нередко –  из стремления уйти от реальности. Идея эскейпизма (эскапизма), конечно, не нова и не оригинальна, однако на рубеже XX-XXI вв. она, с моей точки зрения, обретает второе дыхание: человек, ежедневно находящийся в состоянии стресса, вынужденный бороться за выживание, подвергающийся мощному воздействию негативных (от эмоциональных до экологических) факторов, лишённый возможности полноценной релаксации, воспринимает книги как особое пространство, уберегающее от внешнего жестокого мира. С этим связан чрезвычайный интерес современного читателя к жанру фэнтези, воссоздающему альтернативную реальность («Гарри Поттер» Дж. Роулинг), или увлекательным детективным историям, позволяющим абстрагироваться от насущных забот (романы Б. Акунина, например).                       

- Что из современного читаете лично вы? Возможно, недавно вышла какая-то книга, которая вас заинтересовала или сильно зацепила?

- В сфере моих профессиональных интересов – современная зарубежная литература. Но с большим удовольствием я читаю и произведения российских авторов, таких как Илья Бояшов, Михаил Елизаров, Роман Сенчин, Ольга Славникова, Елена Чижова, Михаил Шишкин… Из наиболее впечатлившего – романы «Крошки Цахес» (2010) Е. Чижовой и «Покорность» (2015)                           М. Уэльбека.

- Как относитесь к электронному формату прочтения книг? И как реагируете на то, что во многих «прогрессивных» школах литературу изучают исключительно по планшетам и ноутбукам?

Электронные книги (ридеры), планшеты и ноутбуки существенно облегчают нашу жизнь и сообщают ей мобильность, техническую манёвренность. Во время путешествия или деловой командировки они более чем уместны. На академических занятиях по литературе в средних общеобразовательных школах или в университете я предпочту пользоваться бумажной книгой: и потому, что электронная версия может существенно отличаться (нередко приходилось, сопоставляя, обнаруживать пропущенные фрагменты, искажения и пр.), и потому, что подлинная культура чтения и, тем более, обучение ей невозможны, как мне представляется, без обращения к «живой» книге. Лишение подрастающего поколения возможности работать с бумажной книгой неизбежно приведёт к отсутствию желания посещать библиотеки и книжные магазины, к прекращению формирования домашней библиотеки и, как следствие, к разрушению лучших преемственных традиций.

- Печатная продукция, как мы знаем, все меньше пользуется спросом. Какие нововведения вы бы сделали в этой области, чтобы люди и дальше покупали книги, а не переходили на их электронные варианты?

- Полагаю, следовало бы начать со снижения стоимости книг и увеличения количества книжных магазинов (в провинциальных городах и сельской местности это особенно актуально).

- Наибольший интерес детей 21 века занимают Интернет и компьютерные игры. Как направить увлечения ребенка в «литературное русло» и привить ему любовь к книге? 

- Интерес к чтению прививается постепенно. Ребёнок должен видеть положительный пример, на который он будет ориентироваться в дальнейшем: хорошо, если в доме есть серьёзная библиотека, состоящая из классических произведений, словарей, справочников и энциклопедий по различным отраслям знаний, книг по искусству, к которым можно обратиться в поисках ответов на те или иные вопросы. Детям следует объяснить, что Интернет не является единственным источником информации, более того – самым надёжным. Важно много читать самому и читать вместе с детьми, дарить книги на каждый праздник и покупать их в другое время, предлагая ребёнку самостоятельно выбрать понравившееся издание. Необходимо подробно обсуждать прочитанное, позволяя свободно высказываться и  комментировать, деликатно направляя течение детской мысли с тем, чтобы не допустить принципиальных ошибок в понимании произведения и не зафиксировать их в памяти. Главный секрет здесь, как и в любом деле, – любовь и терпение.

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Другие материалы автора:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.