5166
19.06.2020

Как COVID-19 искажает наше сознание: последствия социальной изоляции

Евгений Уваров

доктор психологических наук, профессор ТГУ, член Профессиональной психотерапевтической лиги

Сложившаяся ситуация в мире, известная своей внезапностью и неопределённостью, наложила отпечаток, без малого, абсолютно на каждого современного человека. Ряд профессиональных рекомендаций, связанных с последствиями социальной изоляции, читателям интернет-журнала «448 вёрст» дал доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и общей психологии ТГУ имени Г.Р. Державина, член Профессиональной психотерапевтической лиги Евгений Алексеевич Уваров.

Социальная ситуация, вызванная пандемией коронавируса, является беспрецедентной, в первую очередь, по причине своей масштабности, поскольку вирус «накрыл» все страны и континенты. Положение дел усугубляет информационный взрыв, связанный с эпидемией. Обитатели политических шоу быстро переквалифицировались в вирусологов и эпидемиологов, порой своим дилетантизмом заглушая мнение специалистов и доводя ситуацию чуть ли не до массового психоза. У подавляющего большинства обывателей это вызывает ощущение уязвимости, незащищенности и массовую тревогу. Другая причина тревожности, это неожиданность появления вируса, когда, казалось бы, за кратчайшее время и на пустом месте появился «черный лебедь», который многих выбросил из привычной жизненной колеи, перечеркнув годами выстраиваемые планы. 

Мир ожидал чего угодно, от финансового кризиса чуть ли не до третьей мировой войны, но к такой «подлости» природы, он явно не был готов. Человечество оказалось выбитым из зоны комфорта, из того мира удовольствий и систематического переедания, который упорно строился весь послевоенный период. Уверенность, что с человеком ничего не может произойти разрушительного, ощущение, что он «царь зверей» и у него все находится под контролем, оказалось не более чем иллюзией. Но, не это сыграло с ним злую шутку. Более важной оказалась неспособность к рациональной оценке и адекватному поведению, как ответу на критические и нестандартные вызовы. Именно неожиданность наступивших событий и неопределенность их последствий, вызвали растерянность людей. 

Как оказалось, для человека трудностью явилась даже временная социальная изоляция. Необходимость социальной изоляции, о которой мы ведем речь, выступает как возможность, не только разорвать социальные контакты, ослабив распространение вируса, но и осмыслить специалистами происходящее, выработать наиболее рациональный путь решения проблемы. К сожалению, мы оказались психологически не готовы к сколько-нибудь длительному ограничению социальных контактов. Заметим, это всего лишь ограничения, а не полное лишение социального взаимодействия. Да, мы находимся в замкнутом пространстве, но наедине со своими близкими или самим собой. То есть, речь не идет о полной социальной и тем более психологической депривации, последствия которой для психики бывают более чем печальными. 

С научной точки зрения влияние социальной изоляции на человека не отличается уникальностью. Оно давно и в деталях изучено учеными, которые занимаются проблемой длительных космических полетов, исследованиями Крайнего Севера, восхождениями спортсменов-альпинистов и т.д.  

Следует признать, что при длительной изоляции с сознанием человека порой происходят весьма значительные изменения. В нашем разговоре мы коснемся всего лишь усредненных данных, поскольку последствия во многом определяются индивидуальными, возрастными, гендерными, религиозными и многими другими особенностями. К слову сказать, реакция на изоляцию будет зависеть даже от показателя интеллекта человека. 

Прежде всего, важно понимать, что ограничения не просто затмевает сознание скукой и апатией, а вносят существенные коррективы в жизненную реальность, кардинально меняя образ жизни и восприятие происходящего. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция не проходит бесследно и часто приводит к возникновению стрессового состояния, которое проходит ряд стадий. 

Первая стадия – «тревоги» характеризуется повышением эмоционального возбуждения, когда психика человека начинает активно реагировать на внешний стрессор, еще не понимая, что происходит. 

На второй стадии – «сопротивления» человек начинает приспосабливаться к раздражителю, продолжая сопротивляться внешнему давлению. По другим странам мы видим, как люди в домашних условиях пытаются разнообразить свою жизнь: игры с детьми, кухня, песни на балконах и прочее. 

Третья стадия – «истощения», когда психика по инерции остается сверхактивной, но сопротивление уже не действует. Именно третья стадия с точки зрения сохранения психоэмоциональной стабильности наиболее опасна. Диапазон психологической неустойчивости на стадии истощения может быть достаточно широк, от агрессии и домашнего насилия, до тоски, депрессивных проявлений и суицидальных мыслей (характерно для одиноких людей). 

В целом в ситуации изоляции происходит психосоциальная дезадаптация, которая может привести к повышенной тревожности, наступлению депрессии, повышенной эмоциональности, навязчивым мыслям и ряду других негативных психических состояний. Тревожность при этом имеет все перспективы нарастать, если неизвестна продолжительность изоляции. Поэтому так важна открытая и последовательная информации о сроках изоляции и компетентное, профессиональное объяснение происходящего. Как только люди получают информацию о сроках окончания «затворничества», так сразу же наблюдается повышение фона психоэмоционального состояния. И наоборот, искажение, и сокрытие информации, путаница в происходящих событиях самым негативным образом сказывается на психическом здоровье человека. Человек в этой ситуации начинает домысливать происходящее. А, как известно «сон разума, порождает чудовищ». 

Информационная чехарда, фейковые вбросы часто являются причиной панического настроения. Особенно пагубно они влияют на пожилых людей, приводя не только к психологическим нарушениям, но и обострению хронических заболеваний. В этом случае речь идет об информационном заражении страхом, что, в крайнем выражении, может привести к паническому состоянию. 

К группе риска относят людей, которые в обычной жизни ограничены в социальных контактах или одинокие люди. Изоляция приводит к сокращению и так незначительных социальных контактов, что формирует ощущение ненужности, заброшенности и потери смысла жизни. Человек остается наедине со своими мыслями и начинает вариться в своем собственном соку сомнений и страхов. 

Почему сознание человека так реагирует на ограничение социального взаимодействия? Можно, конечно, долго рассуждать о биологической основе нашего вида, но «человеком разумным» мы стали благодаря социальному взаимодействию с себе подобными и той информации, которую получаем от своего окружения. Когда привычные источники информации пропадают, или деформируется ее содержание, сознание пытается восполнить недостающий пробел. Как результат, возникающие нарушения функционирования сознания человека. Другими словами, человек пытается сконструировать новый мир на базе слабо доходящей или искаженной информации. 

Подобные обманы психики не удивительны. Человек учится осознавать свое эмоциональное состояние благодаря общению с другими людьми. Если не будет никого рядом, или этот круг будет отличаться от привычного, если не будет тех, кто может разделить чувство страха или тревоги, то человек начинает жить с искаженным представлением о самом себе и окружающих событиях. По большому счету, проявляется древнее состояние «выброшенности из стаи» с непредсказуемыми последствиями, что, в свою очередь, приводит к  тревоге и глубинному страху. В нашем случае, «стая», это не столько семейный круг, сколько большой внешний социум. 

Существует ряд других проблем, которые вызваны длительным пребыванием в замкнутом пространстве и узким кругом общения. Все они с очевидностью говорят об одном, мы теряем немало сил и энергии, оказываясь вне общества. Социальная изоляция может деформировать сознание человека, но степень этих изменений во многом зависит от конкретного человека и способов противостояния этому. 

К сожалению, с введением самоизоляции активнейшим образом произошел всплеск псевдонаучных рекомендаций, которые как метастазы расползаются через социальные сети: поют мантры с призывом «вирус уходи!», плетут амулеты, специальным образом заговаривает воду, готовят специи и т.д. За всем этим мракобесием стоит жажда наживы. Увы, но есть и другая сторона, которая с удовольствием проглатывает эту «волшебную таблетку». Когда в критической ситуации человек не может рационально ответить на вопрос «почему это произошло», тогда в целях психологической самозащиты начинает опираться на архетипическое, и в ожидании чуда ритуально бегать с бубном у костра. То есть функционирование серого вещества, с опорой на разум, начинает подменяться работой более древних отделов мозга, которые включаются в критических ситуациях и отвечают за иррациональное, эмоциональное поведение. 

При этом недостатка в научных рекомендациях, как избежать последствия изоляции, в настоящее время не существует. Есть несколько универсальных советов. Они просты и, в какой-то мере, даже банальны. Есть только одно условие их выполнения, необходимо встать и делать. 

Нужно понимать, что «разруха» часто находится в нашей голове. То есть, очень многое зависит от нашего восприятия ситуации. У человека, который закричал «все пропало», есть вероятность, что действительно все пропадет, настроение, здоровье и т.д. Переформатируйте свою жизнь под новые условия, добавьте в нее как можно больше структуры и предсказуемости. Если вы вставали утром, приводили себя в порядок и шли на работу, продолжайте это делать, изменив, всего лишь, свое рабочее место. 

Возвращайтесь к тому, что когда-то не доделали, не дочитали, на что вечно не хватало времени. Очень часто времени не хватает на детей, есть возможность исправиться. Почитайте маленькому ребенку, подискутируйте с более взрослым. Встаньте с дивана, позвоните тем, кому давно не звонили. 

Сократите «общение» с информационными каналами с навязчивым муссированием одного и того же, прекратите заниматься мазохизмом. От просмотра десятков сюжетов о распространении вируса по миру, он не исчезнет, а с большей долей вероятности поселится в вашей голове в виде страха. 

Возьмите лист бумаги и набросайте план, что будете делать сегодня, завтра и т.д. Особенно важно выстроить дальнюю перспективу, что будете делать после окончания изоляции. Возможно, у вас появилась уникальная возможность разработать бизнес-план, или начертить план ремонта дачи, или … Не упускайте эту возможность. 

Найдите возможность не только совершенствоваться в кулинарном искусстве, но даже «через не хочу», выполнять элементарные физические упражнения. У большинства нет загородных домов с тренажерными залами, но, уверен, на балконе всегда можно найти ржавые гантели. Отполируйте их десятком подходов в день! 

Другими словами, необходимо придать вашей жизни больше смысла, поставив конкретные цели. Поскольку с течением времени изоляция может стать нормой, необходимо готовиться к жизни после социальных ограничений, так как выход во внешний мир, тоже потребует усилий и адаптации. 

Одним словом, продолжайте жить и проявляйте терпение к самим себе как сейчас, так и после завершения кризиса. 

Фото на превью: Газета.ру

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Другие материалы автора:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.