7656
18.07.2019

Как уроженец тамбовского села стал «ночным губернатором» Санкт-Петербурга? 

Уроженец Тамбовской области Владимир Барсуков (Кумарин) наводил ужас на весь Петербург. Его имя боялись произносить вслух и называли «ночным губернатором» Питера. В эфире телеканала TV Center в программе «Линия защиты» рассказали, как парень из села Александровка Мучкапского района стал криминальным авторитетом, и за что прототип Антибиотика из «Бандитского Петербурга» отправился в тюрьму. 

TV Center собрал целое «досье» на Кумарина, пообщавшись с его адвокатами, друзьями и сокамерниками, силовиками, журналистами и писателями. 

— Есть люди, которые по колено в крови, есть – по пояс. А Кумарин – по брови, — говорит автор серии книг «Бандитский Петербург» Андрей Константинов.

Владимир Барсуков, он же Кумарин, руководил Тамбовской организованной преступной группировкой, которая считалась одной из самых влиятельных и жестоких на северо-западе России. Расстрелы, захваты, предательства и целая серия покушений. По сравнению с ним киношный Антибиотик из сериала «Бандитский Петербург» кажется милым дедушкой.  Банда под предводительством Кумарина к середине 90-х годов насчитывала около 400 бойцов, а с 2005 по 2006 годы совершила 11 рейдерских захватов на территории северной столицы.

Его задержали за покушение на совладельца Нефтяного терминала, причастность к убийству собственного телохранителя, а вскоре появилось и главное обвинение организация тамбовского преступного сообщества.

Неужели на берегах Невы ни один вопрос нельзя было решить без участия тамбовских братков? И как так вышло?

Кумарин родился в селе Александровка Мучкапского района в простой крестьянской семье. Когда 40 лет назад будущий известный журналист Юрий Щекочихин приезжал с заданием в село, он вряд ли знал, что берет интервью у будущего криминального авторитета. Тамбовский пионер Володя Кумарин тогда сказал пророческие слова: «По-моему, как-то странно учиться в школе, чтобы стать инженером. Мне хочется узнать отношения между людьми – почему один человек смелый, а другой дрожит за свою мебель?».

После школы Кумарин ушел в армию. Отслужив, приехал в 1976 году в Ленинград. Впервые он попал в тюрьму в 1985 году, после ухода из Ленинградского института точной механики и оптики. Журналист, в 1984-1993 годах сотрудник спецотдела уголовного розыска Евгений Вышенков говорит, что в те годы статус инженера, хирурга, преподавателя, доктора наук уже ничего не стоил. 

Самыми престижными стали профессии официанта, таксиста или бармена, а кафе и рестораны Питера работали по принципу «Заходи - не бойся, выходи - не плачь!»

— «Роза ветров» — это кафе такое было известное в городе, и там собирались, в основном, бандитствующие группировки, — вспоминает генерал-майор полиции в отставке Сергей Сидоренко.

Кумарин, занимавшийся боксом, устроился в «Розу ветров» вышибалой. Следующей ступенью в карьерной лестнице стала должность бармена в кафе «Таллин» и первый срок за хранение оружия. Освободившись по УДО, он вернулся в Ленинград,  решил, что больше не будет работать на дядю, и стал формировать собственную команду, костяк которой составили земляки.

Вместо 20 пуль получил 13 

Пополняя свои ряды бывшими спортсменами, группировка стала стремительно расти. Тогда случился первый большой конфликт, в котором Кумарин выжил, но лишился руки. В 94 году Санкт-Петербург принимал Игры Доброй воли, и, буквально накануне их открытия, Великолукская ОПГ конфисковала у местного бизнесмена крупную партию вина на сумму больше миллиона долларов. Но предприниматель работал «под крышей» тамбовских.

— Тамбовские поднялись на том, что из Испании поперло дешевое вино в невероятных для Питера количествах — это были большие деньги. Зарабатывать деньги проще, чем делить,  говорит автор «Бандитского Петербурга».

Логика была простая — можно поделить деньги, лежащие в кармане, а вот финансовые потоки делить нельзя. «Мерседес» Кумарина обстреляли в первый день лета. Он случайно сел за руль, и только поэтому получил не 20 пуль, как его водитель, а 13. Босса прикрыл охранник Виктор Гольман. 

Шофер и охранник были убиты, Кумарин получил тяжелейшее ранение и долгое время лежал в коме. Сподвижники чуть ли не блокировали подходы к горбольнице на улице Костюшко, куда не могли подъехать даже следователи.

«Вокруг Костюшко через каждые 10 метров стояли братки», вспоминает бывший заместитель начальника УБОП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Сыч.

Кумарин отправился восстанавливать здоровье в Швейцарию, а в Питере начались бандитские войны.

Межклановая резня

Великолукские первые нанесли удар — отстреливали товарищей Кумарина, в квартирах и банях, ресторанах и гостиницах, не боясь задеть случайных прохожих или попасть под камеры видеонаблюдения. 
Всего за год почти все авторитеты Великолукской бригады были устранены.

— Случайно застрелили гражданина Великобритании, действующего сотрудника МИ-6, — поделился Владимир Сыч. — Об этом стало известно потом, что был убит сотрудник английской разведки. 

Тамбовским понадобилось всего четыре года, чтобы завладеть большей частью бензинового рынка Питера. 

Пулемет в сарайчике 

Дела пошли настолько хорошо, что лидер тамбовской бизнес-группы, а именно так «братву» стали именовать в газетах, Владимир Кумарин решил обрубить все видимые связи с темным прошлым и взял фамилию матери, став Владимиром Барсуковым.

— Новая фамилия давала уловку, но для людей просвещенных ничего не меняла, — говорит журналист, в 1984-1993 годы сотрудник спецотдела уголовного розыска Евгений Вышенков. — Тем не менее, это была попытка изменить прошлое. Но они сами прекрасно понимали, что это невозможно.

Авторитеты новой волны принципиально отличались от воров в законе, большинство из них отрицало традиции уголовного мира. 

— Они противостояли законникам, то есть ворам в законе, а те считали их беспредельщиками, так как они не чтили и не уважала законы, которые исповедовали воры, — пояснил генерал-майор полиции в отставке Сергей Сидоренко

Тамбовские метили в бизнес или большую политику, а воровское звание считалось уже не комильфо.

На стрелки стали приезжать в костюмах, вместо барсеток — ходить с портфелями. Малиновые пиджаки и 600-ые «Мерседесы» остались разве что в байках, но поменять содержание куда сложнее, чем форму. 

— Когда их называют бандитами, они воспринимают это болезненно. Они говорят «Мы не бандиты, мы бизнесмены, а все остальное — это ошибки молодости!», — поделился полковник полиции в отставке Илья Рясной. — Ну, я думаю, пулемет где-нибудь хранят в сарайчике на всякий случай.

Падение Тамбовской ОПГ

Среди эпизодов, по которым Барсукова (Кумарина) привлекли к ответственности, фигурируют два рейдерских захвата, речь идет о тысячах квадратных метров в центре Санкт-Петербурга. Сценарий классический: подделка документов, перерегистрация в налоговой, продажа. 

Тамбовские создали свою компанию, свой банк, продвигали людей во власть, завязывали связи там, но не забывали и про бандитские методы. 

Весной 2006 года, когда город на Неве готовился к саммиту G8, на Петроградской стороне киллеры из нескольких видов оружия расстреляли «Роллс-Ройс» и кортеж охранников. В автомобиле находился авторитетный предприниматель и совладелец Нефтяного терминала Сергей Васильев, который остался жив. Покушение на Васильева, с которым у Барсукова (Кумарина) возник имущественный конфликт, — всего один из эпизодов в деле.

Профессиональный «кидала» 

Осенью 2018 года обнаружили «Мерседес» с телом Бадри Шенгелия, в которого выпустили не менее шести пуль.  

Мужчина выступал свидетелем по делу полковника Следственного Комитета Михаила Максименко и давал показания против Владимира Барсукова (Кумарина). Личность весьма таинственная.

За месяц до гибели Шенгелия попросил Андрея Константинова подписать очередной экземпляр «Бандитского Петербурга». Он любил хвастаться знакомствами в творческих кругах, но чем он занимался в кругах криминальных?

— Бадри сдал всех, кого только можно и кого нельзя. Он вообще был профессиональный «кидала» — не по профессии, а по смыслу, — говорит писатель.

— Очевидно, что он — говорящая голова, его привлекали для дачи показаний, — считает адвокат Барсукова (Кумарина) Сергей Афанасьев. — Как мне представляется, не всегда они были правдивыми.

Красочным рассказам Шенгелия о махинациях и подготовке убийств удивлялись не только обвиняемые, но и следователи. 

— Рассказывал следствию о том, что: «Я сидел на встрече с Кумариным, и в это время пришел такой-то, сказал, что мы автоматы взяли для убийства Васильева», — вспоминает Владимир Сыч. — Это бред. Вы понимаете, а Шенгелия все это вещал.

Если вещал, то явно не за спасибо. Когда он перемещался по Петербургу, его охрана перекрывала целые кварталы.  

— По всем ключевым делам против Кумарина он давал показания, какие требовало от него следствие, обвиняя во всем этом бреде, заявляя, что лично слышал, видел, как передавались автоматы для устранения лиц, — говорит адвокат, бывший сокамерник Владимира Барсукова (Кумарина) Иван Миронов. И за это следствие благосклонно отнеслось к нему, многие дела, которые были против него, прекратили. Отделался малой кровью, но за это получил статус вечного свидетеля и обличителя.

Бадри называют аферистом и артистом, есть и те, кто искренне считает, что его убийство – инсценировка. Но и без свидетельств Шенгелия материалов в деле «ночного губернатора» Питера хватило почти на 24 года колонии.

Бандитский кодекс чести

— Он мафиози классический, настоящему мафиози деньги нужны только для того, чтобы приходить к власти. Деньги — это инструмент, — уверен Евгений Вышенков. — Его наркотиком была власть. 

Арестовывать Барсукова (Кумарина) приехала целая спецгруппа из Москвы, прилетел самолет с военно-транспортной авиацией, выгрузился на военном аэродроме в Пушкине, оттуда отправились машины с «Зубром» — спецподразделение МВД — и начались задержания. 

Тамбовских брали по всей Ленинградской области. Развеялся миф о бандитской преданности и честности. Нет человека, который бы не дал признательные показания против шефа. Так называемая Тамбовская группировка оказалась колоссом на глиняных ногах. 

Тот же Михаил Глущенко, бывший депутат Госдумы, известный органам как Миша Хохол, когда-то считался правой рукой мафиози, что не помешало ему сдать босса с потрохами.  

Заседанием Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга приговорило Барсукова (Кумарина) к 24 годам лишения свободы и штрафу в миллион рублей (с учетом ранее вынесенных приговоров); он был признан виновным в создании и руководстве организованным преступным сообществом. Однако 26 июня 2019 года Санкт-Петербургский городской суд уменьшил на полгода срок наказания, который в итоге составил 23,5 года лишения свободы.

Когда Владимир Барсуков (Кумарин) выйдет на свободу — ему будет под 90. 

По материалам Тамбовский Петербург. Линия защиты 

Иллюстрации: скриншоты Тамбовский Петербург. Линия защиты  , «Фонтанка.ру» , «Лента.ру»


 

Самые читаемые
Главные новости
Яндекс.Погода

Поделиться материалом:

Самые читаемые:

© 2009—2020 Интернет-журнал «448 вёрст».

Сетевое издание «448 вёрст» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровый номер № ФС77-74958 от 01.02.2019.

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления недвижимостью» (ОГРН 1126829001870).
При использовании материалов, размещенных на сайте, гиперссылка на интернет-журнал «448 вёрст» обязательна. 18+
Адрес редакции: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, д. 93, оф. 9.
Телефон редакции: 8 (910) 757-66-18.
Адрес электронной почты редакции: verst448.ru@yandex.ru.
Главный редактор: Кузнецов Илья Викторович.