Интернет-журнал «448 вёрст» начинает серию материалов по страницам криминальной истории Тамбовской области. Сегодня мы расскажем про насильника-рецидивиста Николая Леонова, который был пойман и приговорен к смертной казни в 90-х годах прошлого века.
В конце октября 1991 года город содрогнулся от страшных событий. В течение недели были изнасилованы и убиты две молодые женщины. После совершения второго убийства, в районе завода подшипников патруль задержал подозреваемого. На ногах мужчины — галоши, на лице — кровоподтеки, на вопросы оперативников отвечал путано, затем попытался скрыться.
Сообщалось, что он дал признательные показания. По итогам тщательного расследования 35-летний монтер-железнодорожник Николай Леонов был признан виновным в этих преступлениях, а также в двух изнасилованиях и одном покушении.
В бригаде Николай Леонов работал недавно. В апреле 1991 года, проведя за изнасилования и разбой 11 из 15 лет в тюрьме, за добросовестный труд и примерное поведение он был освобожден досрочно. Николай отправился в Тамбовскую область в село Селезни к матери. Спустя месяц поехал работать в Тамбов, устроившись монтером на железнодорожный вокзал.
О своем прошлом никому не рассказывал, вел себя скромно, даже замкнуто. Да коллеги особо и не расспрашивали. Никто и подумать не мог, что под маской тихого парня скрывается жестокий и беспощадный убийца.
Первая жертва
Первой жертвой Леонова стала работница завода Лида, на которую он поздно вечером в октябре 1991 года напал неподалеку от заброшенного Успенского кладбища.
Ночью жильцы дома, расположенного напротив некрополя, пожилые супруги с дочерью, не спали. Около 23:00 через открытую балконную дверь они услышали крик. Семья вышла на балкон и смогла разобрать, как женщина умоляет кого-то: «Отпустите!». Люди смутно различили силуэт убегающего мужчины и сразу же позвонили в милицию.
Вскоре подъехали оперативники, которые зашли на кладбище и увидели в траншее женское тело. Согласно заключению судмедэкспертизы, Лида скончалась на месте от ударов ножом. Биологический анализ подтвердил предположение уголовного розыска — жертва была изнасилована.
К поиску преступника были подключены почти все сотрудники уголовного розыска и Советского райотдела, на чьей территории произошло убийство. Поисками руководил замначальника УВД Владимир Пучнин. Были опрошены сотни людей. Если кто-то сообщал о подозрительном мужчине, тщательно уточнялись приметы и проводились проверки. Вопросов и версий возникало много, но главное выяснить не удавалось: убил Лиду кто-то из ее знакомых или она стала случайной жертвой.
Вскоре милиция нашла еще трех женщин, которые ранее подвергались нападению насильника в том же районе. В свое время они не заявили о случившемся. Из описаний пострадавших выяснилось, что нападения совершал один и тот же мужчина. Составили фоторобот подозреваемого. Кольцо поиска начало сужаться. Вечерний Тамбов патрулировали усиленные наряды ППС и оперативники уголовного розыска. Были предупреждены сотрудники ГАИ, медики скорой помощи, таксисты. Анализ преступлений, интуиция и опыт подсказывали розыскникам, что убийца появится снова.
Интуиция не подвела
Спустя несколько дней после расправы над Людой Леонов подошел к проходной завода «Ревтруд». Увидев одинокую девушку, он стал ее преследовать.
По пути вытащил нож и напал на нее сзади. Леонов силой завел жертву во двор дома и, угрожая убийством, начал расстегивать одежду. Татьяна сопротивлялась из последних сил. Женщина смогла вырвать у насильника оружие и ударить его в спину.
Мгновения замешательства Тане хватило, чтобы вырваться и броситься бежать. Но убийца догнал ее и зарезал.
По дороге Леонов потерял туфли и скрывался в одних носках. Через несколько кварталов он забежал в подъезд многоквартирного дома, где нашел и надел резиновые галоши.
Водой прямо из лужи он вымыл окровавленные руки и лицо. Куртку снял. Понимая, что его ищут повсюду, Леонов пошел к вокзалу в обход. Убийца надеялся сесть на поезд и уехать в Селезни, но в Тамбове уже была объявлена тревога. Оперативники блокировали район и близлежащие улицы, тщательно проверяя каждого мужчину.
Задержали Леонова у проходной завода подшипников. Он сразу показался подозрительным: в резиновых галошах, с бурыми пятнами на лице. В отделе полиции убийца во всем признался.
Прокурор потребовал назначить Леонову исключительную меру наказания — смертную казнь. Такой же приговор вынесли и судьи.
По мотивам статьи «Оборотень» художественно-публицистического сборника «Российский сыщик».
На два дня
С вечера воскресенья
Среди городов страны
По итогам всероссийского конкурса
Пострадали пять человек
Скоро они отметят новоселье
В рамках месячника по благоустройству
Из-за футбольного матча